Об этом в «Фейсбуке» пишет украинский политический аналитик Тарас Чорновил.
«Когда-то, еще в «позапрошлом жизни», когда я немного играл в социальную психологию, и в одном немецком психологическом журнале опубликовали мою статейку о влиянии внешнего давления общества на формирование устойчивых психотипов замкнутых социальных групп. Пример для теоретического анализа выбрал довольно странный: турецких и французских проституток.
Патриархальное турецкое общество жестоко осуждает любые проявления безнравственности женщин (почему-то только их, а не мужчин), до сих пор в отдаленных селах случаи, когда за прелюбодеяние женщину могут насмерть забрасывать камнями. Соответственно, когда женщина, воспитанная в таких многовекового традициях, пускается во все тяжкие, на нее давит как жесткость общественного осуждения, так и отсутствие каких-либо перспектив в будущем (она умрет от СПИДа, дешевого алкоголя или просто будет зарезана и заброшенная где-то на обочине). Поэтому проститутки с этого этноса демонстративно вульгарные, грубые, грязные и решены.
Франция создала целый исторический культ легкого поведения: интрижки аристократов, адьюльтеры, пикантные развлечения буржуазии, творчество сотен писателей во главе с Ги де Мопассана и др. Сегодня молодая француженка даже просто, чтобы изменить стиль жизни, или немного подзаработать денег, может на время прийти в секс-индустрию. Но вполне вероятно, что через год-два она вернется к добропорядочной жизни, а на свадьбе с любимым Жаном, они оба, смеясь, будут рассказывать гостям, что познакомились, когда будущий жених пришел к ней по секс-объявлению. Соответственно, образ французской проститутки противоположный турецкой — она сдержанная, остроумная, полная достоинства.
Далее я, отталкиваясь от этих образов, описывал устойчивые общественные тенденции в абсолютно других социальных средах. Статья успеха не имела, а уже первый рецензент язвительно написал, что «автор берется использовать психологический образ проститутки, очевидно, никогда ее даже близко не видя, из-за чего создал фальшивый трафарет для наложения его на общественные отношения».
Но вы же знаете, что я ничего просто так не пишу. Поэтому, если с психологией проституток у меня не сложилось из-за полного отсутствия опыта, то вернемся, как любил говорить Виктор Андреевич, к «нашим баранам», то есть к украинским политикам и общественным активистам, а с этой братией я, поверьте, знакомый отнюдь не теоретически !
Мы очень подвержены ханжеству, любим копаться в недобросовестности других, требовать особых стандартов, очистки от политической коррупции и влияния бизнеса на власть и тому подобное. При каждой малейшей возможности всуе кричим: «А разве это полегла Небесная Сотня и гибнут люди на войне ?!»
Сами же очень часто ненавидим тех коррупционеров, что наверху, не за саму коррупцию, а за то, что этим занимаются именно они, а не мы... А потом еще удивляемся, почему наши политики, общественные активисты, большие обличители и правдоискатели так похожи на грубых турецких проституток и не имеют даже частички шарма от французских… В своей общественной жизни мы выстроили устойчивые оценочные кластеры, характерные именно для жестко патриархальных обществ», — пишет он.