Экспертная группа Bellingcat опубликовала доклад под заголовком "MH17: предполагаемые подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".
С помощью информации, находящейся в открытом доступе, гражданским журналистам-расследователям удалось восстановить перемещения бригады в летние месяцы 2014 года, ее состав и командную структуру.
Кроме того, эксперты Bellingcat смогли выявить личности тех российских военных, которые с большой долей вероятности непосредственно отдавали приказ на транспортировку зенитно-ракетного комплекса "Бук" на территорию Украины и на пуск ракеты, сбившей в июле 2014 года самолет "Малайзийских авиалиний".
По утверждению авторов расследования, "Буком", сбившим самолет, скорее всего, управляли военнослужащие 2-го батальона 53-й зенитно-ракетной бригады армии РФ. Bellingcat отмечает, что стандартный экипаж "Бука" состоит из двух солдат - оператора установки и водителя, а также сержанта и лейтенанта. При этом решение о пуске ракеты принимает лейтенант.
Авторы отчета сумели определить личности десяти офицеров 2-го батальона, один из которых и мог отдать приказ. Однако кто именно это сделал, эксперты Bellingcat сказать не могут, поэтому в отчете указаны лишь их имена и первые буквы фамилий, а лица на фотографиях намеренно размыты.
Зато точный состав экипажа должен быть известен командиру батальона и/или командиру бригады, так как именно они должны были отобрать солдат и офицеров для управления "Буком", уверяют авторы отчета.
Bellingcat удалось установить, что должность командира батальона в тот период предположительно занимал Дмитрий Трунин. В свою очередь, его начальником, командиром 53-й зенитно-ракетной бригады был Сергей Мучкаев.
Авторы расследования предполагают, что Мучкаев отдавал приказы о перемещениях 2-го батальона и, в частности, о транспортировке ЗРК "Бук" на украинскую территорию. Хотя, по оценкам экспертов, Мучкаев едва ли самостоятельно принимал решение о транспортировке ЗРК на территорию Украины - это находилось в компетенции более высокого командования.
Описывая выводы и указывая на предполагаемых свидетелей и подозреваемых, авторы расследования многократно употребляют такие слова, как "если", "вероятно", "весьма вероятно" и т.п., так как они не имеют доступа к закрытой документации Минобороны РФ, и все заключения основаны на анализе данных из открытых источников.
Эксперты Bellingcat также приходят к выводу, что опосредованную ответственность за крушение MH17 несут высшие чины российской армии. В частности, командир зенитного ракетного соединения Западного военного округа Алексей Золотов, командующие 20-й гвардейской общевойсковой армии ЗВО Александр Лапин (до 8 июля 2014 года) и Александр Чайко (с 8 июля 2014 года), начальник войск противовоздушной обороны и авиации ЗВО Андрей Коханов, командующий войсками ПВО Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ Александр Леонов, командующий войсками Западного военного округа Анатолий Сидоров, главнокомандующий сухопутными войсками РФ Олег Салюков.
Венчают список министр обороны РФ Сергей Шойгу с двумя его первыми заместителями - Валерием Герасимовым и Аркадием Бахиным. А также президент России Владимир Путин, который по Конституции является еще верховным главнокомандующим ВС РФ. Все эти люди были задействованы в принятии или исполнении решения о переброске военной техники к российско-украинской границе и в Украину, убеждены авторы расследования.
"В соответствии с вероятным выводом о том, что российский "Бук" сбил MH17, главную ответственность за крушение самолета "Малайзийских авиалиний" несет Минобороны РФ совместно с военным командованием и лидерами самопровозглашенных ДНР и ЛНР", - резюмируют эксперты Bellingcat.
Как рассказал основатель Bellingcat Элиот Хиггинс, данный доклад - укороченная и цензурированная версия того отчета, который был передан прокуратуре Нидерландов в декабре 2015 года.
В частности, в варианте для следователей указаны полные имена и фамилии подозреваемых военнослужащих 53-й зенитно-ракетной бригады, а их лица на фотографиях не размыты.
Кроме того, в публичную версию отчета не вошла информация, которая, по мнению аналитиков Bellingcat, имеется "в недостаточном объеме для публикации, но при этом потенциально релевантна для следствия", пояснил Хиггинс.
В данный момент доклад доступен только на английском языке. Сейчас над его переводом на русский язык трудится команда волонтеров, рассказал Элиот Хиггинс. Основатель Bellingcat выразил надежду, что русскоязычная версия доклада будет готова "через несколько недель".