Конфликты случаются в жизни каждого человека. Когда конфликт переходит на эмоциональную стадию, он за частую перестает быть управляемых и уже катится как снежный ком, разгораясь всё больше и больше, пока не дойдет до апогея.
Первая хитрость
Первая совсем не хитрая, а даже очень простая, но и очень эффективная при этом. Я ее называю "взять паузу".
Когда
Вы чувствуете, что противоречия в конфликте начинают накаляться,
позвольте себе попросить у партнера время, чтобы подумать. Да, так
просто и скажите: «Я хочу взять паузу, мне нужно время подумать, я буду
готов (-а) продолжить обсуждение тогда-то (через столько-то)». Это
позволит Вам остудить эмоции, лучще осознать свои потребности, интересы и
обдумать возможные варианты, которые могли бы тоже Вас устроить.
Вторая - "Уловить крючок".
Любой бурный конфликт начинается с "крючка", который забрасывает один из партнеров, и который с удовольствием заглатывает второй. Возможно, Вы замечали, что иногда у Вас возникают такие мысли: "Вот сейчас опять начнется", "Сейчас опять будет скандал", "Сейчас снова будет орать". Такие мысли свидетельствуют о том, что Вы уже крючок забросили и готовы вытянуть рыбу.
Другие часто возникающие мысли: "Я так и знал (-а), что так случится", "Снова ты завелась", "Опять он завел старую песню". Такие мысли говорят о том, что Вы "крючок" уже заглотили.
Хитрость
заключается в том, чтобы отслеживать в себе такие моменты "ясновидения"
(когда Вы знаете, что должно случиться, и в реальности так и
случается). Постепенно Вы научитесь не закидывать крючок, если Вы рыбак,
и не ловить крючок, если Вы рыба.
Третья - "Признать свою ошибку".
Если конфликт уже непоправимо катится в сторону скандала, то очень действенный способ быстро остудить атмосферу, это признать свою ошибку. Хорошо, если Вы можете признать свою ошибку, которую Вы совершили в той сфере, которая является предметом конфликта.
Если
Вы не можете найти такую ошибку, то расскажите об ошибках, которые Вы
совершили недавно. Этот прием очень хорошо обезоруживает контрпартнера.
Четвертная - "Парафраз или активное слушание".
Самый эффективный прием, который не только остужает конфликт, но способствует укреплению связи между партнерами, лучшему пониманию между ними и эффективному решению спорного вопроса.
Суть приема в том, что Вы пересказываете своим словами то, что Вы услышали от человека, при этом называя чувства этого человека. Этот прием в действии может оказаться непростым, но при определенной практике станет незаменимым инструментом при любом общении.
Главное не превратить парафраз в анекдот:
Муж говорит жене:
- Дорогая, прости, но ты неправа!
- Неправа? Значит я вру! Брешу, так сказать, значит я собака! Мама! Он меня <кобелем женского рода:> обозвал!
Пятая. И на закуску еще один хороший приемчик: «Пристройка с переключением».