Андерс Аслунд — один из ведущих мировых экономистов и экспертов по Украине и РФ. Уже долгое время он специализируется на изучении переходных экономик и коррумпированных государств: в 90-х годах Аслунд консультировал российское правительство Ельцина-Гайдара, затем был советником украинского президента Кучмы и, наконец, президента Киргизстана Аскара Акаева.
В советах и оценках Аслунд обычно крайне резок, несмотря на дипломатическое прошлое. Например, в мае 2013 года он опубликовал материал о том, что Янукович и его окружение ежегодно воруют у страны 10 млрд долларов. А сразу после оккупации Крыма предлагал остановить Путина, нанеся удар по счетам российских олигархов в Лондоне.В 2014 году Аслунд вошел в экспертный совет при Министерстве экономики Украины. Вскоре после этого он заявил, что именно будет советовать правительству и какие вызовы стоят перед украинской экономикой.
Одним из главных препятствий для развития Украины и два года назад, и сейчас аналитик называет отсутствие судебной реформы и высокий уровень коррупции во власти. Обе проблемы не решены до сих пор, сказал Андерс Аслунд 23 марта в Киеве на встрече с представителями бизнеса и журналистами.
О политическом кризисе и Кабмине
Это вопрос непростой… Один сценарий — это технократическое правительство с Наталией Яресько. Не так давно его вероятность была выше, чем сегодня. И альтернатива — это правительство под руководством Владимира Гройсмана. Теперь, наверное, такая вероятность наиболее высокая… Но было бы не очень разумно сейчас говорить о том, кто мне больше нравится, потому что с любым премьер-министром мне придется поддерживать связь… Коалиция будет существовать в несколько переформатированном виде: Народный фронт, БПП и какая-то третья партия, еще непонятно… Пока есть проблема коррупции, политическая нестабильность целиком естественна. Могут быть и досрочные выборы. Другой вопрос: этой осенью или в следующем году. Я, например, отдал бы предпочтение выборам следующего года. До этого времени можно хоть какие-то реформы внедрить в жизнь.
О коррупции
Если посмотреть на демократические страны Восточной Европы, то окажется, что каждое правительство проигрывает выборы из-за коррупции. А кто отвечает за коррупцию? Конечно же, те, кто при власти.
О поддержке США и Бараке Обаме
В Вашингтоне самым глубоким образом интересуются Украиной. Я имею в виду обе партии в Конгрессе США, — в прошлом году было принято два акта по Украине. Это уникальный случай. Госдеп поддерживает Украину, Пентагон, Минфин неуклонно настаивает на санкциях против России. Вице-президент Байден в большой степени предан Украине. Единственное, что президент… Многие выступали за необходимость предоставить Украине вооружение, но он выступил против. Это первый американский президент с 1971 года, который так и не приехал и вряд ли уже приедет в Украину. Поэтому поддержка в Вашингтоне высокая, за исключением президента. В каждом его общении с Путиным, — лучше бы их было меньше, — они говорят о Сирии и Украине… Но я бы не преувеличивал его роль. Тем более, что есть человек, который всегда выступал в поддержку Украины — это Хиллари Клинтон (кандидат в президенты США, — ред.), которая уже сделала несколько очень четких заявлений.
О войне в Донбассе
Какие я вижу светлые моменты? Россия пытается если не выйти из ситуации в Донбассе, то как минимум заморозить ее.
О реформах в Украине
В 2015 году, как по мне, Украина немало достигла, хотя где-то и опоздала. Но я точно не согласен с тем, что Украина не сделала ничего. Неправильно и говорить, что реформы слишком медленны. Просто одни реформы идут неплохо, а другие остановились… Позвольте сказать, что достигнуто. Во-первых, плавающий обменный курс. На 20% в прошлом году удалось снизить потребление газа, в этом году надеемся на то же самое. Произошло значительное бюджетное выравнивание. Сбалансирован бюджет. 65 из 180 банков закрыты — это надо было делать, хоть собственники и не согласны. Растет прозрачность, транспарентность. Идет дерегуляция, хоть она и не завершена до конца. Электронные закупки. Ну, и финансирование МВФ — выделено $6,7 млрд.
О судах и прокуратуре
Мы все знаем, где ничего не происходило — это прокуратура и суды. Это наибольший недостаток… Судебная система не работает. Что делать? Просто надо уволить этих 18 тыс прокуроров и 10 тыс судей, найти и нанять новых людей. В Украине достаточно квалифицированных юристов. Пусть они приходят. И, конечно, нужно обеспечить надлежащие условия работы и зарплаты. Венецианская комиссия, мне кажется, тут играет вредную роль, поскольку считает, что неидеальное люстрационное законодательство не имеет права на существование. Хотя скорость и темпы — важнее, чем идеальность.
О российском газе
Украина может прекратить закупать газ у России, перестать смотреть на газ как на оружие в экономической войне России и способ подкупа определенных украинских политиков. Этому пора положить конец… В прошлом году Украина использовала 36 млрд кубометров газа, в этом, наверное, снизит потребление до 29 млрд. При этом в 2015-м у Украины было 19,5 млрд кубов газа собственной добычи. Так что речь идет об импорте всего 9 млрд. За 2015 год Украина импортировала из Европы больше 10 млрд, из которых почти половина — норвежский газ. В конце концов, в Европе существует газовый рынок и, как мы видим сейчас, довольно неплохие транспортные возможности. Европейские цены ниже российских. Зачем тогда вообще иметь дело с Газпромом?
О Газпроме
Газпром — одна из наиболее крупных мировых компаний, но с наихудшим менеджментом. Она свой рынок в Украине свела к нулю, да и в Европе в некоторой степени. Вряд ли можно представить себе что-то худшее, чем руководство Газпрома. Никто из серьезных бизнес-партнеров так себя не ведет. Поэтому рынок не видит в Газпроме серьезного партнера. Например, балтийские страны теперь строят свои LNG-терминалы, и вообще для многих Газпром своего рода криминальная организация. Ну, и банки, опираясь на правило «Знай своего клиента», даже отказываются иметь с ними дела. Как вы помните, в соответствии с публикациями Милова и Немцова, 25 млрд долларов ежегодно Газпром использовал через трансферное ценообразование и коррупционные сделки.
О причинах падения ВВП Украины
Почему ВВП упал на 17% за два года? В первую очередь, из-за войны с Россией. Не забываем, что Донбасс отвечал за 7% ВВП, плюс оккупация части территории. Второе — это торговые санкции России. Порядка 18% украинского экспорта, ориентированного на Россию, исчезло. То есть, пропало 6% ВВП. Этот экспорт перенаправить куда-то по логистическим, техническим причинам было невозможно. К тому же, в 2014 году страна не получила прямых иностранных инвестиций, хотя традиционно они составляли 4% ВВП. Другими словами, уровень жизни украинцев снизился главным образом из-за войны на востоке.
Об украинском бюджете
Произошло значительное бюджетное выравнивание. Огромные расходы бюджета в 2014 году, 53% ВВП — а это очень высокий уровень по европейским меркам, снизились до 44%. Нечто подобное было достигнуто в свое время в странах Балтии. Бюджетный дефицит снизился с 10% до чуть более 2% ВВП. Это большое достижение. А реструктуризация долга позволила отложить обслуживание $15 миллиардов. Теперь у вас есть четыре года на восстановление.
О курсе и золотовалютных резервах
Вам как бизнесменам, возможно, это не очень нравится, но в условиях финансового кризиса иначе быть не может. Населению это тоже не нравится, поскольку плавающий курс привел к заметной девальвации. Но главное, что удалось сбалансировать текущие счета, и Украина не теряет золотовалютные резервы. Благодаря внешнему финансированию, особенно МВФ, резервы Украины с несчастных 5 млрд год назад выросли до 13,5 млрд на 1 марта этого года. Конечно, этого недостаточно: МВФ требует 70 млрд, прежде чем Украина сможет либерализовать свой строгий валютный контроль. Но это значительный шаг вперед.
О приватизации
В Украине 1833 государственных предприятий, в то время как во Франции только 50. Это огромное несоответствие европейским меркам. В прошлом году приватизации, собственно, не было. Теперь я рад отметить, что правительство предложило парламенту закон, который предусматривает приватизацию 450 компаний. Все малые государственные предприятия должны быть приватизированы. Это уничтожит один из источников коррупции. Лучший способ — избавиться от всего неважного на аукционах.
О дерегуляции
Успехи не такие большие, но все равно, транспарентность выросла. В Украине, к счастью, удалось раскрыть реестры собственников и настроить систему электронных закупок. Система ProZorro — это настоящий прорыв. Надеемся, что она поможет сэкономить Украине до 2% ВВП за счет повышения эффективности государственных закупок.
О прогнозах
Прогнозы никто точно не дает, сейчас говорят об 1-2% роста в этом году. Если так, то это означает, что как минимум дно было достигнуто. Вспомните Ирландию, которая еще несколько лет назад была в кризисной ситуации, а в прошлом году показала рост 8%. Украинская экономика может выйти на такие же цифры, если, в первую очередь, состоится судебная реформа. Так что я с оптимизмом смотрю на украинскую экономику при условии, что правительство в ближайшие дни примет нужные решения.
Источник