Россия так или иначе попытается привязать убийство адвоката Юрия Грабовского к делу российских ГРУшников. Для Москвы важно, во-первых, очернить Украину перед мировым сообществом, а во-вторых, снизить собственные репутационные потери, связанные, в том числе, и с абсурдным решением по делу Надежды Савченко. Кроме того убийство адвоката может быть использовано Кремлем, чтобы максимально затянуть обмен украинской летчицы.
25 марта стало известно об убийстве Юрия Грабовского, адвоката задержанного в Украине военнослужащего Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба ВС РФ Александра Александрова.
Строить версии, кто стоял за этим преступлением, бессмысленно. В ближайшее время это станет известно, поскольку подозреваемые уже арестованы. Но кто бы ни был организатором и исполнителем убийства, ясно одно – они сыграли на руку России. И Кремль попытается максимально использовать этот трагический инцидент, чтобы снизить собственные репутационные потери, связанные с многочисленными незаконными действиями против украинских граждан, в частности, с вопиющим процессом против Надежды Савченко, а также в качестве элемента давления в процессе над военнослужащими ГРУ.
Российский МИД вполне предсказуемо отреагировал на убийство Грабовского и, не дожидаясь результатов расследования, обвинил в нем украинскую власть. "Оправдались наши худшие предчувствия. Киевские власти, несмотря на все предупреждения, так и не смогли или же не захотели обеспечить безопасность Ю.Л.Грабовского... Переход вновь к запугиванию и физическому уничтожению несогласных, а теперь уже и адвокатов, свидетельствует об усилении на Украине антидемократических, тоталитарных тенденций, которые никак не укладываются в европейские нормы морали и права, о чем так любят рассуждать в Киеве", - говорится в тексте заявления российского МИД.
Заявление российского дипломатического ведомства это лишь один из бесчисленных и даже не самых ярких примеров реакции российской пропаганды на убийство Грабовского. Почувствовав возможность "оправдаться" за сфабрикованный судебный процесс по делу Надежды Савченко, и весь имиджевый негатив с ним связанный, Кремль запустил на полную мощь свою пропагандистскую машину, включающую сотни зависимых СМИ. К процессу тут же подключились и апологеты "русского мира" в социальных сетях.
"Есть определенный принцип зеркальности. И здесь (в России, - "Апостроф") будет такой посыл: "у вас там убивают адвокатов Ерофеева-Александрова, а у Савченко адвокат совершенно свободен". Конечно же, из этого будут делаться определенные выводы политического характера, которые будут использоваться в антиукраинской кампании. Это точно", - отметил "Апострофу" адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин.
Еще одним серьезным негативным последствием убийства Грабовского может стать затягивание судебного процесса по делу обвиняемого в Украине бойца ГРУ Александра Александрова. Ведь новому адвокату придется входить в курс дела, изучать доказательства, знакомиться с материалами. Это, в свою очередь, может значительно затормозить процесс обмена на российских ГРУшников украинской летчицы Надежды Савченко.
Подтвердил негативные последствия убийства Грабовского для обмена украинских политзаключенных и ведущий аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк. В комментарии "Апострофу" он отметил, что хотя пока не известно, кто стоит за убийством адвоката, уже очевидно, что оно наверняка негативно повлияет на нормализацию гуманитарного компонента Минских соглашений, включающего обмен пленными.
Как и в случае с Савченко, очевидно, что какие-то решения по российским военнослужащим Александрову и Ерофееву можно принимать лишь после завершения над ними процесса. Теперь же процесс по делу ГРУшников будет проходить в тени раздувания дела об убийстве Грабовского. И Москва постарается использовать этот факт в свою пользу.
С одной стороны Владимир Путин дает понять, что готов обменять украинских политзаключенных на своих военнослужащих. А с другой стороны становится заметно, что Кремль постарается умышленно затянуть этот процесс. Как сообщил адвокат Виктор Чевгус в эфире радио Голос Столицы, после исчезновения Грабовского к нему обратились россияне с предложением защищать Александра Александрова. По словам Чевгуса, при этом было поставлено условие затягивать дело. Чевгус это предложения не принял, но неизвестно, как поведет себя новый адвокат, если ему сделают такое же предложение.
Затягивание дела ГРУшников и откладывание приговора в конечном итоге может привести к переносу или даже срыву обмена на них Надежды Савченко, во всяком случае, в ближайшее время. Кремль может сказать, что он и готов бы поменяться, но, вот, приговора то российским гражданам до сих пор нет. И тогда Украина окажется виноватой в том, что Савченко не удалось освободить. А это, конечно же, будет на руку Путину.
Татьяна Шпайхер