Возможно, во Франции считают, что Украину можно заставить менять Конституцию в тот момент, когда нарушена территориальная целостность страны, предположил в комментарии изданию "ГОРДОН" первый президент Украины Леонид Кравчук.
19 апреля министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро заявил, что "новое правительство в Киеве должно уважать Минские соглашения и проводить реформы, особенно в части изменений в Конституцию по статусу Донбасса и по избирательному процессу". Эро отметил, что ожидает прогресса по этому вопросу до конца первого полугодия 2016 года.
Комментируя это заявление, Кравчук сказал:
"Конституция Франции очень четко определяет, когда и как можно вносить в нее изменения. В ней записано, что никакие изменения не могут быть внесены в Основной закон при покушении на целостность территории страны, в случае подобной угрозы запрещается даже иметь намерения о конституционных изменениях. К сожалению, высшие чины Франции забыли, что написано в их Конституции, или же считают, что Украина – батрачка, которую можно заставить менять Конституцию, нормативы и порядок жизни, не советуясь с народом".
Экс-президент подчеркнул, что "Украина войну не начинала и не является причиной конфликта на Донбассе или аннексии Крыма".
"Все это – последствия действий России, которая грубо нарушила нормы международного права, в частности, Будапештский меморандум. Мы на переднем плане борьбы за демократию в Европе. Да, сегодня у нас нет стопроцентно демократического открытого общества без коррупции, но речь идет не только об Украине, наши ребята умирают на Донбассе, чтобы эта зараза – стремление менять границы и присваивать себе чужие территории, – не распространялась на Европу. Вместо того, чтобы заставить Россию это услышать и понять, мы говорим: "Пусть РФ выведет свои вооруженные силы, свои войска с Донбасса", – отметил он.
Кравчук подчеркнул, что в международной политике "не должно быть избирательности".
"Разве президент и глава МИД Франции не видят, что на Донбассе российские военнослужащие? Пусть Россия вернет нам контроль над границей. И мы проведем выборы, изменим все, что надо. Наша Конституция сейчас в процессе реформирования, но мы не можем ее менять, пока у нас не то что угроза территориальной целостности – как написано во французской Конституции – нашу территорию уже захватили Россия и боевики. Не может быть избирательности, нужно, чтобы Франция те нормы, которые записаны в ее Основном законе, применяла и к Украине", – считает он.
По его мнению, главное условие разрешение конфликта – невмешательство России в дела Украины.
"Пусть Россия выведет свои войска, не поставляет оружие и "гуманитарных" эшелонов, не занимается антиукраинской пропагандой, которую довели до абсурда, не вмешивается в наши дела. Со своими сепаратистами и боевиками мы договоримся, если границы будут закрыты и никто не будет их нарушать со стороны РФ. Мы наведем порядок на своей земле. Поменяем Конституцию в соответствии с волей украинского народа, а не в соответствии с Минскими соглашениями, они не могут быть документом, на основе которого мы будем менять Основной закон", – подытожил экс-президент.
Вооруженный конфликт на востоке Украины начался в апреле 2014 года. Переговоры по его урегулированию ведутся в Минске. Одним из согласованных пунктов Минских соглашений было изменение Конституции Украины до конца 2015 года.
В августе 2015 года украинский парламент принял в первом чтении законопроект об изменении Конституции, предполагающий "специфический порядок" осуществления местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, которые определяются отдельным законом. При этом украинские власти заявляли, что этот закон не будет работать, "пока оккупационные российские войска находятся в Украине".
Президент Украины Петр Порошенко отмечал, что проект изменений в Конституцию не предусматривает особого статуса для Донбасса.