Преподаватели в автошколе весьма сжато и ограниченно дают теорию. Это понятно — без практики никакая теория не станет такой необходимой. Однако не стоит забывать главного: каждый начинающий водитель — теоретически убийца или самоубийца, ели правила дорожного движения будут нарушаться. Практиковаться — очень важно, но о теории забывать — недопустимо. По окончании курсов автошколы, получив водительские права, начинающий водитель в себе уверен. Однако на дороге ответственность несет каждый водитель не только за свою маневренность и опыт, но и за реакцию, в ответ на действия других водителей.
Вот о чем в автошколах говорят редко: эти неписаные правила дороги пригодятся всегда.
1. Трасса, поворот налево. Вы стоите и пропускаете встречные авто. Не выкручивайте заранее руль влево. Удар сзади и Вы — труп под фурой. Держать руль только прямо. Трогаться с места и синхронно поворачивать руль.
2. Вы схватили обочину или снежный брустер слева (например, возле разделительной на проспекте) или справа (на обочине). Убейте в себе инстинкт дёрнуть руль в обратную сторону. Мёртвой хваткой руля, не меняя положения ноги на педали газа, компенсируйте увод в сторону.
Авто будет терять скорость и вернётся на дорогу. Не нужно пытаться, во что бы то ни стало, стремиться на дорогу, иначе Вас резко бросит в обратную сторону.
3. Будьте внимательны при прохождении затяжных поворотов по внутреннему радиусу (для Вас внутренний, для встречных внешний). Если встречный автомобиль, проезжающий по внешнему радиусу, начнёт заносить, то он поедет не в кювет.
В 90% случаях, после судорожных движений встречного водителя, он полетит Вам в лоб. Ошибочно больше бояться встречных машин, проезжающих по внутреннему радиусу: как правило, их занос кончается на обочине. Хотя всякое бывает. Если Вам в лоб летит авто, то лучшее решение — это кювет.
4. Когда перестраиваетесь — ускоряйтесь!
5. Не катайтесь на нейтралке. Вы теряете возможность ускориться, а тормоз — не всегда выход.
6. Не тормозите в повороте. В повороте только контролируемый разгон.
7. Всегда оставляйте запасной вариант. Например, если сомневаетесь в обгоне, выезжайте на «встречку» и тащитесь сзади, пока не будете уверены на 100%, что обгонять можно. А если что — возвращайтесь в свою полосу.
8. Совершая шахматный обгон на трассе и вклиниваясь в поток гасите скорость на встречной полосе. Одна из самых распространенных ошибок — когда, обгоняя колонну на значительной скорости, водитель, видя что не успевает, начинает вклиниваться в свою полосу и одновременно сильно тормозить.
А там колейность… и такое «мясо» начинается… Вокруг полно машин, а его потащило. Ещё раз — уравняйте скорость на встречной полосе! По времени так же, но в 1000 раз безопаснее!
9. Если видите, что встречная машина не успевает обогнать, включайте правый «поворотник» и прижимайтесь к обочине заранее. Не мигайте фарами, там может быть человек, который первый день за рулём.
10. Если машину сносит/заносит — действуйте твёрдо и плавно, без суеты. Процесс не развивается мгновенно и, соответственно, не любит резких и судорожных движений (что и на каком приводе делать написано не раз). И выучите, что такое «снос» и «занос», и какие действия нужно предпринимать на разных приводах.
Безвыходная ситуация только одна — это занос на переднем приводе на спуске, в остальных случаях всё можно поправить.
11. Не лишним будет найти большую ровную площадку и попробовать свой авто в экстремальном торможении и разгоне. Раскачайте, почувствуйте предел. Ничего с автомобилем не случится.
12. Не надейтесь на систему курсовой стабилизации во время дождя. Если произойдёт срыв и Вы поплывёте (эффект аквапланирования) система Вам не поможет.
Она банально «не понимает», что происходит. Вообще не надейтесь на неё. Она, конечно, вещь! И поможет в большинстве случаях, но электроника не совершенна.
13. Если в машине «антибукс» не завязан одной кнопкой с системой курсовой стабилизации, то выключите его. Он вреден всегда! (на моноприводе). Особенно если Вы соберётесь проскочить с резкого старта перекрёсток. Старт будет не такой уж и резкий.
14. Если Вы с ветерком летите по левому ряду, а на встречном ряду автомобили стоят, или справа все стоят или медленно едут, они пропускают пешехода. Осторожнее! Сбавьте скорость.
15. Завидев на обочине детей или взрослых с ребёнком/детьми, тормозите. Дети есть дети. Помните: вы убийца на дороге. Лучше перестраховаться, чем недо-.
Как бы ни было тяжело делать выбор в пользу неожиданно из мглы выскочившей собаки или других животных на дороге, сохраняйте хладнокровие. Прежде чем спасти псинку, убедитесь, что вас не занесет в пару столбов, или соседнюю машину и пешехода на обочине. И еще одно: всему причиной скорость. Нет таких аварий, про которую нельзя сказать «Ехал бы чуть медленнее, и ничего бы не было!»