Фотографировать он начал, когда чудом избежал тюрьмы по обвинению в убийстве отца, который и подарил ему первый фотоаппарат. Зато сразу был признан гением и пионером сюрреализма в фотоискусстве. Дружба с Эйнштейном, безумные выходки с Дали, запечатленные на пленку, и неизменное требование прыгать при съемке, подарившее нам фото счастливых Мэрилин Монро, Одри Хепберн и президента Никсона в полете, – таким был великий фотограф Филипп Халсман.
В убийстве отца сразу же обвинили его. Ведь те роковые выходные в Альпах они проводили вдвоем, и не было ни одного свидетеля, кто смог бы пояснить причину падения Мордуха Халсмана в ущелье. Возможно, существовали и объективные причины, позволившие следствию назвать 22-летнего сына Халсмана, Филиппа, главным подозреваемым, но ни мотива, ни доказательств в суд так и не было представлено. Тем не менее он был осужден. Эта личная трагедия полностью изменила его жизнь, положив начало беспрекословному признанию Филиппа Халсмана пионером сюрреализма в фотографии и величайшим фотографом мира.
Выбрав для себя будущее инженера, он переехал на обучение в Германию, где в Дрезденском университете освоил профессию инженера-электротехника. Родители часто навещали сына. Во время одного из приездов отца в сентябре 1928 года они решили провести выходные в горах. В Альпах и произошла вышеописанная трагедия, после которой шок от случившегося сменился и шоком приговора – десять лет тюрьмы за убийство отца. Близким и родственникам удалось опротестовать решение, и срок пребывания в тюрьме изменили до четырех лет. Однако даже при такой «поблажке» необоснованный приговор носил явно антисемитский подтекст, и случай приобрел мировую огласку. В защиту Филиппа выступили многие знаменитости, среди них Альберт Эйнштейн и Томас Манн. Под давлением общественности Халсмана помиловали, обязав покинуть Австрию навсегда.
Но начавшаяся Вторая мировая война вновь внесла коррективы, заставив покинуть обжитое место. Необходимо было искать спасение для семьи на новом месте, где вновь пришлось начинать все заново. С помощью Альберта Эйнштейна, знакомство с которым установилось с момента его освобождения из тюрьмы, Халсман с семьей без виз и очередей в ноябре 1940 года прибыл в чужой для него Нью-Йорк. Но именно там его талант раскрылся в полной мере.
Только для обложек журнала Life Халсман создал 101 фотоснимок известных людей двадцатого столетия. Среди них Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер, Джон Кеннеди, герцог и герцогиня Виндзорские, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Марлон Брандо, Пикассо, Марк Шагал, Мохаммед Али, Уинстон Черчилль и много других знаменитостей, оставивших свой след в истории. Во времена холодной войны он познакомил Запад и со многими выдающимися людьми, жившими за железным занавесом, проведя в СССР более двух месяцев и запечатлев на пленку абсолютно разных и не похожих друг на друга людей. Он снимал политиков и миллионеров, интеллектуалов и поп-див, поэтов и художников. А его творческое сотрудничество с художником-сюрреалистом Сальвадором Дали продолжалось так и вовсе три десятилетия, начиная с 1941 года. И их дружеские отношения преобразовались в фотографии, ставшие мировыми шедеврами и вошедшие в две книги – «Усы Дали» и «Дали Атомикус».
Какие только экстраординарные идеи не воплощал Халсман с Дали. На одной фотографии знаменитый художник пребывает в думах о вечном рядом с образом человеческого черепа, выполненного из обнаженных тел молодых натурщиц. На другой его лицо изображает циферблат часов, стрелками на котором предстают его роскошные усы.
В начале 1950-х годов фотограф стал просить своих моделей прыгать. «Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появляется его истинное лицо», – объяснял он позднее. Говорят, что идею эту он подсмотрел у известных комических актеров, прыгающих для придания себе радости и обретения беззаботности перед выступлением. Так появился фотоальбом, вышедший в 1959 году под названием «Книга прыжков», включающий в себя 200 фотоснимков. На фото, скорее всего, первоначально изумленные дамы и господа, отошедшие от замешательства, прыгают вверх и в стороны перед объективом Халсмана с детской улыбкой и радостью. Он и ловил именно этот момент, который даже после беглого взгляда на снимок и сегодня вселяет в нас позитив. Изучив же его детально, можно только восхищаться талантом мастера, признанного одним из «десяти величайших фотографов всех времен и народов».