Второй пример – из области флотской авиации. Недавно прошло сообщение о том, что тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — Кузя, готовится к большому походу к берегам Сирии. В этой новости все прекрасно. Дело в том, что энергетические установки этого монстра и прочее бортовое оборудования давно показали себя как абсолютно ненадежное сборище антиквариата. Корабль почти все время стоит на ремонте и любой выход в море рассматривается, как последний. То есть, техническое состояние корыта настолько плохо, что возить на нем живых людей просто нельзя. Но русским хотелось иметь свой авианосец, и они его поимели, а потом – он поимел их.
Дело в том, что, как и в истории с F-22 – продемонстрировано абсолютное непонимание всего комплекса вопросов, которые должны быть решены при создании современного авианосца. В первую очередь, корабль является базой для авиакрыла, состоящего из нескольких типов самолетов. Однако, основной функцией корабля, является доставка ударных самолетов на расстояние, достаточное для нанесения воздушных ударов по определенным командованием, целям. При этом, палубная авиация обязана решать задачи ПВО на дальних подступах к самому авианосцу, а также должна уметь решать противолодочные задачи. Но самое главное, авиакрыло предназначено для нанесения ударов по наземным целям противника. Понятно, что в таких миссиях необходимы не только многофункциональные F-18, а скоро и F-35, но и самолеты РЭБ, ДРЛО и прочие. Все это имеется у американцев и эффективность работы авиакрыла авианосца, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Будь это иначе, никто не пытался бы строить такие дорогие комплексы.
Читайте также:
Но вернемся к Кузе. Этот бестолковый корабль могли сделать только совки, а эксплуатировать – исконные россияне. Дело в том, что палубной авиации так и не было создано вообще. Да и сама палуба так и не была заточена под авиацию. На американском авианосце сама палуба оборудована развитой механизацией, которая позволяет самолетам быстро разгоняться и быстро тормозить. Американцы создали целый класс самолетов с коротким разбегом, заточенные под использование палубных катапульт. Это учитывалось изначально и все характеристики самолетов и корабля, шли от боевой дальности самолетов. То есть, с палубы американского авианосца поднимаются самолеты, которые берут на борт все нужное вооружение и летят к месту его применения, а потом им хватает топлива для посадки на палубу авианосца. Мало того, авианосец располагает самолетами-танкерами, которые могут дозаправить в воздухе, в случае необходимости.
Изначально совок пошел по другому пути. Возиться с катапультами и созданием различных классов самолетов никто не стал, а палубную авиацию стали ваять по образу и подобию британских авианосцев с трамплинной палубой и самолетами вертикального взлета Харриер. Как ни возились советские специалисты с «вертикальными» Яками, они не только не стали реальными боевыми машинами, но просто не смогли научиться стабильно летать. Аварийность была настолько высокой, что тему пришлось закрыть, а флоту достались авианесущие корабли с трамплинами и без катапульт. И вот было принято решение, точно соответствующее тезису Бисмарка. Великие умы посчитали возможным допилить существующие самолеты для возможности посадки на палубу, что и было сделано. Су-33 оснастили чуть более мощным двигателем, оборудовали механизмом складывания крыльев и некоторыми другими вещами, но это не был изначально палубный самолет. В результате, его с горем пополам научили садиться и взлетать на палубу, но какой ценой! Отсутствие катапульты сразу и жестко наложило ограничение на взлетный вес. Су-33 для трамплинного взлета – слишком тяжелый. Максимум на что он способен – подняться в воздух и сделать небольшой круг, имея на борту пару легких ракет воздух-воздух. На этом – все. Какие задачи может выполнять такой авианосец – уму не постижимо, как и не понятно, зачем вообще надо было городить весь этот огород.
Для кораблей класса Кузи оптимальным будет решение с авиакрылом самолетов вертикального взлета. Но ни в совке, ни уж тем более в РФ их не умели и не умеют производить в принципе. Для самолетов классического взлета, обязательно необходим комплекс дополнительного ускорения типа паровой, а теперь уже и электромагнитной катапульты. Но это увеличивает габариты авианосца и усложняет его производство. Больших авианосцев ни совок, ни РФ строить не умели, не умеют и уже никогда не сумеют. В итоге, россияне склепали симбиоз среднего авианосца для самолетов вертикального взлета и аэропланов, которые с большой натяжкой можно использовать даже с больших авианосцев, оборудованных катапультами. Для всех вменяемых людей понятно, что Бисмарк был прав на все сто процентов.
Но вернемся к грозному походу в Сирию. Как стало известно, кто-то из светлых голов главного штаба ВМФ пошел путем логических размышлений, но вышел в привычные пампасы русской тупости. Понятно, что флотское руководство РФ уже давно осознало, что боевого применения у Кузи просто нет. Создать самолет, который мог бы выполнять реальные боевые задачи с авианосца типа Кузи, нет ни средств, ни технологического уровня. Аналог F-35 с вертикальным взлетом просто уже – нереальная фантастика. Создать же тяжелый авианосец с водоизмещением 90-100 тыс. тонн для самолетов короткого взлета, даже довольно мощный совковый ВПК так и не смог, а нынешней РФ об этом можно просто забыть.
Самое простое и логичное применение Кузе – на поверхности. Поскольку российские «отпускники» на Донбассе уже второй год мародерят рельсы и металлоконструкции шахт и заводов, спрос на металлолом в России есть. Такая груда металла может дать возможность заработать хороших денег. Но тут есть один минус. Пилить такую махину – не просто, да и мест, где это можно сделать, не так много.
Но ситуация отнюдь не безвыходная. Кузю можно успешно и красиво затопить недалеко от какого-нибудь курорта и сделать из него рай для дайверов и основой для роста кораллов. А сколько крабов и рыб мог бы приютить угомонившийся Кузя – просто невозможно сосчитать. Если правильно поставить дело, то не нужно было бы тратиться на распил и вывоз железяк. Нужно было бы просто оплатить очистку и транспортировку корабля до места. А на месте – застолбить подводный объект за определенной структурой и брать деньги с дайверов и прочих любителей таких мероприятий. Затраты быстро окупятся и Кузя станет приносить прибыль.
Кому-то это может показаться кощунством, но знаменитый русский флотоводец Нахимов, утопил целый черноморский флот и без всяких платежей, со стороны дайверов. Он это сделал потому, что внезапно увидел противника и решил сделать домики крабам, прямо в бухте Севастополя. Тем не менее, он вошел в анналы флотской истории России, как гениальный деятель, а на память об этом позорном факте даже памятник поставили. Так что – ничего страшного. Не впервой.
Но российские военные приняли другое решение. На Кузю решили погрузить вместо самолетов – вертолеты. Так что плавным движением, он превращается в вертолетоносец. Особенно вертолетам будет приятно кататься по трамплину. С другой стороны, если Кузя заглохнет во время шторма и его, как это уже было, понесет на скалы, отчаянные вертолетчики будут спасать экипаж. Ничего, что радиус работы палубной авиации сразу сузился до пары сотен километров и ограничился в вооружении. В конце концов, на палубу могли поставить танки «Армата», которые могут стрельнуть на расстояние свыше 5 км. Впрочем, там еще все впереди!
Так что более 100 лет, прошедшие со времени произнесения Отто фон Бисмарком своей знаменитой фразы, ничего не изменили. На любое технологическое новшество, Москва отвечает все так же.