1. Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа
людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их
развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.
2.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». По ходу творческого процесса
человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он
беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти
отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в
зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную
эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе, подводятся итоги
работы.
3. Метод «Ментальные карты» разработал Тони Бьюзен. В
его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с
памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил
написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо
запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также
рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации,
образ карты гораздо лучше запоминается.
4. Синектика. Автор —
Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей – это поиск
аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для
его аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором –
косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель,
объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача —
расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее
отрицание — плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.
5.
Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. В этом методе объединяются
признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие
«Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече
это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить
его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6.
Морфологический анализ, предложенный Фрицем Цвики, заключается в том,
что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают
самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова
собрать вместе. В итоге получается новый объект.
7. Непрямые
стратегии. Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Для этого
метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости»,
«укради решение» и др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.
8.
Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит убеждение, что
новые идею не только таятся в глубине нашего подсознания, но и рвутся
наружу, надо их просто выпустить, то есть не мешать их появлению. Новая
идея может прийти в голову в самом необычном месте.
9.
Расшифровка. Для этого необходимо взять непонятную надпись на
иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего
надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.
10. Ловушка для идей. В этом методе необходимо фиксировать
абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А
потом при случае возвращаться к ним.