У Набокова есть эссе о пошляках и пошлости, в котором он емко и четко характеризует как само явление, так и носителей данного «стиля жизни».
Писано знаменитое эссе как будто сегодня: широкий спектр жизненных сентенций идеально совпадает с настоящим временем, свидетельствуя – современное общество задыхается от пошлости, которая лезет со всех щелей.
«Пошлость – это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность... Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым», – утверждает Набоков.
Наше время – время фальшивок и суррогата, когда все здравое и истинное истребляется в угоду некачественной подделке. Скабрезное, безвкусное и безнравственное возводится в ранг добродетели и культивируется как эталон.
Настоящую любовь заменили партнерством и свободными отношениями, верность – выгодой, дружбу обратили в ненависть, материнство десакрализировали, истинную Церковь стремятся подменить карикатурным подобием, действующим вне закона.
Пошлость захватила массы и руководит сознанием. И от нее уже никто не отмахивается, как от надоедливой мухи.
«Пошляк не увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой – вся его природа искусству враждебна. Но он с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов…» – дает определение Набоков.
Сегодня к этому перечню можно добавить еще и телевидение. Банальность и серость, за редким исключением, отсвечивают с экранов и вещают с полос газет. Плоский юмор, банальный до избитости, грубо безвкусный, настырно и безустанно «веселит» зрителей. Низкопробность в чести.
Отсутствие потребности в высоком и как особый шик – высмеивание всего высокого, прекрасного – признаки нашего времени…
Под влиянием Чехова, с творчеством которого я знакома лет с 11, считаю главными врагами человека пошлость и невежество. Горький писал о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней».
Дистанцируясь от общества, но не превратившись в сноба, как врач, указывал на болезни, переживал и старался помочь «больному человечеству» справиться с недугом.
Он бесстрашно и правдиво рассказывал о людях. Жестко, неумолимо, нелицеприятно. Никаких полуправд.
Замена высокого низменным – суть пошлости. И, в частности, это демонстрирует Чехов в своих непревзойденных рассказах.
Как по-мещански люди пытаются самоутвердиться, засветиться в обществе. С неуемным желанием принадлежать к «избранному кругу» любой ценой предают себя, близких, идут по головам. Чехов показывает духовное убожество человека, его бездушие. И при этом полное общественное равнодушие, которое становится нормой жизни.
Чехов не мог терпеть таких слов, как «сочно» и «красочно». И возмущался вычурностью московских модернистов: «Какие они декаденты! Они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать!.. Все это новое искусство – вздор… Ново только то, что талантливо».
Как пошлость постепенно завладевает человеком, порой неуловимо для него самого, продемонстрировано Чеховым в «Ионыче». В процессе разрушения личности главного героя, длящегося около одиннадцати лет, его жизнь завершается духовной смертью.
В конце рассказа перед нами ожесточенный, злой человек, предавший память о некогда дорогом ему существе, своей любви, Котике (Екатерине Ивановне), первой и единственной радости в его жизни. Он становится хуже тех, кого презирал, обличал, против кого негодовал.
Осознавая пагубное влияние среды и общества, Чехов все-таки в первую очередь видит проблему в самом человеке, который оставил без внимания свои недостатки и допустил, чтобы они в дальнейшем переросли в порок.
Виртуозно изображая своих героев с говорящими фамилиями, Чехов как бы отдергивает нас – от раболепства, подхалимства, угодничества, самоунижения, лести, лжи… напоминая о чувстве собственного достоинства.
И каким стать: добрым или злым, зависимым или свободным, думающим или недумающим – человек определяет сам, делая выбор в каждый момент своей жизни.