Краткая сводка за понедельник.
- Объявленная Трампом на прошлой неделе война Палате Представителей продолжается. Начались реальные битвы.
- Генпрокурор Барр не выполнил установленное обязательной к выполнению повесткой из юридического комитета Палаты Представителей требование предоставить к 9 утра понедельника полный текст отчета спецпрокурора Роберта Мюллера и все материалы, на основе которых составлен отчет. Председатель юридического комитета Джерольд Надлер зявил, что в среду инициирует предъявление Барру обвинения в неуважении к Конгрессу. Если Палата Представителей решит обратиться в суд с требованием наказать Барра за неуважение к Конгрессу, у судьи будут три возможности - оштрафовать Барра (в том числе приговорить его к еждедневному штрафу до тех пор, пока он не выполнит требования повестки), подвергнуть его административному аресту, либо... оставить все как есть.
- Сегодня истек срок еще одоного требование - предоставления комитету по доходам бюджета Палаты Представителей налоговых деклараций Трампа и нескольких его бизнесов за 6 лет. Министр Финансов Мнучин направил письмо председателю комитета Ричарду Неалу письмо типа "Грузите апельсины бочками. Братья Карамазовы" (с). Он отказал в предоставлении деклараций Трампа, написав, что министерство юстиции рекомендовало не делать этого, поскольку Верховный Суд одним из своих решений постановил, что Конгресс может требовать документы, необходимые для его законодательной деятельности, а Неал не сформулировал четко, для какой законодательной деятельности нужны налоговые декларации Трампа.
Дело же в том, что действующий федеральный налоговый кодекс США требует от федеральной налоговой службы безусловного предоставления по запросу председателя комитета по доходам бюджета любых налоговых декалараций физических и юридических лиц без связи с законодательной деятельностью. Такое положение закона объясняется просто. Палата Представителей выполняет наряду с закнодательными функциями функции контроля над исполнительной властью.
- Сегодня часто вспоминают о том, что третьим пунктом в обвинениях, которые в порядке импичмента предъявлялись Никсону, было невыполнение требований повесток из Конгресса.
- Вместе с тем бюджетный комитет Сената штата Нью-Йорк одобрил сегодня законопроект, позволяющий штату передавать по запросу из Конгресса любые штатные налоговые декларации. На следующей неделе этот законопроект будет поставлен на голосование в Сенате штата Нью-Йорк. Если он будет принят и подписан губернатором Куомо (что скорее всего произойдет), штатные налоговые декларации Трампа и его бизнесов, зарегистрированных в штате Нью-Йорк все равно попадут в Конгресс. А в штатных декларациях должны фигурировать те же сведения, что и в федеральных.
- В понедельник было распространено открытое письмо, подписи под которым поставили более 500 известных юристов, многие из которых занимали видные посты в системе министерства юстиции, работали федеральными прокурорами при администрациях, возглавлявшимися президентами от обеих партий. В письме говорится, что из отчета спецпрокурора Роберта Мюллера прямо и недвусмысленно следует, что Трамп совершил препятствование правосудию, и, если бы он не был президентом, а был обычным гражданином, ему должны были бы быть предъявлены обвинения в совершении уголовного преступления сразу по нескольким эпизодам.
- Юридический комитет Палаты Представителей ведет переговоры с Робертом Мюллером о его участии в слушаниях в комитете с предварительной датой 15 мая.
В пятницу, отвечая в Овальном кабинете на вопрос корреспондетки MSNBC, Трамп заявил, что не возражает против появления Мюллера в Конгрессе. Ранее о том же говорил генпрокурор Барр. Однако в воскресенье Трамп протвиттил, что категорчески против того, чтобы Мюллер давал показания в Палате Представителей. Из чего следует, что во всяком случае пока Роберт Мюллер остается официально спецпрокурором и подчиняется генпрокурору, слушания с его участием вряд ли смогут состояться. Президент будет им всячески препятствовать.
- Комитет по разведке Палаты Представителей, ведущий расследование того, не определяется ли политика президента его скрытыми финансовыми обязательствами перед иностранными правительствами, принял на работу Патрика Фэллона, проработавшего 25 лет в ФБР, в том числе руководителем отдела расследования финансовых преступлений.
- Бывший адвокат и решала Трампа Майкл Коэн сегодня начал отбывать трехлетнее заключение в федеральной тюрьме в штате Нью-Йорк. Сообщается, что последние несколько недель на свободе Коэн провёл в тесном общении со следователями, делясь с ними информацией и надеясь, что прокуратура, оценив его информацию, походатайствует о сокращении срока его заключения.