Прокуратура Франции завела новое уголовное дело против партии Национальный фронт. Следственные источники сообщили France-Presse 5 января о том, что дело по статье «мошенничество» касается незаконного использования средств Европарламента. Следствие уже передало в суд дело о финансовых махинациях Нацфронта в ходе предвыборной кампании 2012 года. Марин Ле Пен назвала уголовные дела против своей партии «политическими», обвинив власти в «преследовании оппозиции» накануне выборов весны-лета 2017 года.
Финансы партии Национальный фронт в последние годы постоянно оказываются в центре внимания СМИ. Немало шума во Франции вызвал 9-миллионный кредит, полученный Марин Ле Пен осенью 2014 года в Первом Чешско-Российском Банке. Не так давно судебные следователи завершили сбор доказательств по делу о финансовых махинациях Нацфронта в ходе предвыборной кампании 2012 года.
5 января стало известно о начале нового уголовного расследования в отношении партии Марин Ле Пен. Как сообщили France-Presse информированные источники, дело было официально заведено прокуратурой 15 декабря прошлого года и передано судебным следователям.
Очередные проблемы с правосудием Марин Ле Пен традиционно назвала политически мотивированными. Уголовное дело «в разгар предвыборной кампании» лидер Нацфронта считает «карикатурой» на правосудие. «Это старые политиканские методы преследования оппозиционеров», — уверена Ле Пен.
«Странные» помощники депутатов
В марте 2015 года на партию Ле Пен во французскую прокуратуру пожаловалось руководство Европейского парламента. Подозрения спикера Мартина Шульца вызвали 20 помощников депутатов французского Нацфронта. Получая европейскую зарплату, они одновременно числились в официальной организационной схеме партийного штаба во Франции. По контракту они считаются европейскими чиновниками и должны «в обязательном порядке непосредственно работать для осуществления функций, предусмотренных депутатскими мандатами», — отмечалось в заявлении ЕП. На европейских выборах в мае 2014 года Национальный фронт занял во Франции первое место (25% голосов) и провел Европарламент 24 депутата.
Французская прокуратура больше года вела доследственную проверку жалобы Европарламента, и 15 декабря завела дело по статьям «мошенничество в составе преступной группы», «подлог» и «злоупотребление доверием» против Нацфронта. В своей жалобе Европарламент оценил материальный ущерб в 7,5 млн евро. Ежегодно зарплата 20-ти помощников депутатов Нацфронта обходится европейскому бюджету в 1,5 млн евро.
Переходящий телохранитель семьи Ле Пен
Помимо французской прокуратуры, ЕП обратился с жалобой на крайне правых французов в Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (Office européen de lutte antifraude/Olaf). По результатам расследования Марин Ле Пен обязали вернуть парламенту 340 000 евро. Речь идет о зарплате двух ее собственных помощников в Европарламенте. Это Тьерри Лежье — верный телохранитель семейства Ле Пен (он долгое время обеспечивал безопасность отца-основателя Нацфронта Жан-Мари Ле Пена, прежде чем взять под охрану новое «главное тело» партии — Марин). Лидер крайне правых оформила своего телохранителя на зарплату в Европарламенте в 2011 году. С 2010 по 2016 год парламентским помощником Марин Ле Пен была оформлена в Страсбурге глава ее партийного кабинета Катрин Гризе.
Бедный отец
Проблемы с «подозрительными» помощниками в Европарламенте есть и у Жан-Мари Ле Пена. С него в Страсбурге взыскали 320 000 евро зарплат ассистентов. Жан-Мари, который остается депутатом ЕП, теряет значительную часть своих доходов народного избранника.
У него вычитают половину депутатской зарплаты и забираюсь всю сумму расходов на секретариат (7 000 евро в месяц), возмущается адвокат Жан-Мари Ле Пена.
Первое дело Нацфронта уже в суде
Новое уголовное дело о депутатских помощниках в ЕП — не первое дело, по которому Нацфронт обвиняют в незаконном финансировании политической деятельности. В суд в 2016 году уже передано дело о финансовых махинациях в ходе предвыборной кампании 2012 года (дата процесса пока не назначена).
Следователи считают, что партия Марин Ле Пен создала такую схему финансирования своей кампании, которая позволила Нацфронту получить максимальные компенсации из госбюджета. Предвыборные расходы завышались с целью обогащения партии за счет государства. Во Франции государство компенсирует предвыборные расходы кандидатам, набравшим на выборах не менее 5% голосов.
Участниками финансовой схемы стали небольшая политическая партия Jeanne (названная по имени Жанны д’Арк — RFI), личная партия Марин Ле Пен и сателлит Нацфронта, а также PR-фирма Riwal, которая обеспечивает агитационные кампании крайне правых. Обвиняемыми по делу проходят казначей Нацфронта Валлеран де Сен-Жюст, а также вице-председатель партии Жан-Франсуа Жальк.
Президенты-разбойники
В истории Франции громкими делами о незаконном финансировании отметились все партии — и социалисты, и правые. В суд вскоре может быть передано дело о незаконном финансировании президентской кампании Николя Саркози в 2012 году. Следователи выявили систему фальшивых счетов, которые позволили кандидату скрыть значительное превышение предела предвыборных расходов (сумма превышения от 18 до 30 млн евро).
В знаменитом деле о фиктивных рабочих местах в мэрии Парижа пострадали экс-президент Жак Ширак и его соратник и премьер Ален Жюппе. Из муниципального бюджета при мэре Шираке платились зарплаты партийным чиновникам и ряду «нужных» политику людей. В 2004 году по этому делу условный срок получил Ален Жюппе, лишившись на 1 год права занимать выборные должности. В 2011 году к двум годам тюрьмы условно был приговорен и бывший глава государства Жак Ширак.