Диктатуры – атавизм современной цивилизации. Все эти асады, мугабе и путины – обезьяньи хвосты на теле человечества. Как напоминание всем, из какой пещеры оно вышло в этот мир. Бывали времена – лютовала инквизиция, огнем и мечом насаждалась вера в Бога. Этот подростковый период человечество прошло, осознало, переварило и двинулось дальше, ибо в движении – жизнь. Все, что застывает на месте – умирает. Таковы законы природы и самой Истории. Диктатуры и диктаторы всегда спорят с этими законами, бросая им дерзкий, а на самом деле – глупый вызов. Глупый – потому что они не вечны физически. Вот было бы у них время поспорить с вечностью пару-тройку тысячелетий – тогда у них бы еще был шанс серьезно притормозить планетарный прогресс. Но они ненавидят будущее, живя с оглядкой в прошлое и с тайным страхом вспоминая о жестоком финале своих предшественников. Потому что параллели – налицо. Потому что их неизбежно ждет такой же конец с поправкой на более мягкие или жесткие варианты.
Путинская диктатура тоже начиналась мягко. Чекисты договорились с бандитами, организовали «общак», распределили кресла, отжав жизненно необходимые ресурсы и бизнес-предприятия, подмяли под себя СМИ, и угнездились, комфортно загорая под лубянским солнышком. Эта сладкая жизнь кровососущих могла бы длиться очень долго, если бы не трансформация окружающего мира. О, этот вечно меняющийся мир, вечно ему неймётся! Какие-то умники постоянно придумывают интернеты, развивают новые технологии, будоражат научно-техническую мысль, подталкивая человечество к движению. Но пиявкам движение не нужно: присосались – и хорошо. Мир – огромен, и высасывать его можно до бесконечности! А тут – прогресс, будь он трижды проклят. Нет – чтобы как у Гитлера: радио, кино да газеты! Допустим, телевизионные технологии освоили, превратив Останкино в излучатель ядовитой пропаганды, но тут развились интернет-технологии. Наняли беспринципный голодный молодняк, усадили яйцеголовых за компьютеры, раздали методички, наполненные пропагандистскими испражнениями – и в сети распространился привычный пещерный дух. Купили хакеров, снабдили их оборудованием, взломали заокеанские серверы, напустили страстей, впечатлили мир – в общем, «отдуплились». И все бы хорошо, «но что-то нехорошо».
А корень этого «нехорошего» – в том, что сырьевая экономика перестала работать. Об этом пиявок предупреждали еще десять-пятнадцать лет назад, но они были настолько увлечены растущей ценой на бочку подземной грязищи, что только отмахивались и постукивали в победный барабан. Вопили как хрестоматийный Рогожин: «Всё куплю! Всех куплю!..» И вот – случилось страшное. Цена на нефть обрушилась, как внезапный снег в середине ноября. Кто же мог ожидать, хотя календарь и подсказывал? Честно говоря, уродливая путиномика, построенная на коррупции и беспросветном воровстве, сбоила и при 150 долларах за бочку, а при 40 – 50 и вовсе приготовилась впасть в кому.
Когда диктатура строится на идее – она может даже быть эффективной. Недолгое время, но – может. Утопичная идея способна обмануть пару-тройку поколений, после чего последует неизбежное разочарование с отбраковкой ущербной идеологии. А если она зиждется на воровстве, и нет такой подпорки, чтобы поддержать ее – дряблую да хилую? Придумали «русский мир». Что он из себя представляет – не знает никто. Возможно, он застыл на картине Васнецова «Три богатыря», а может – попрятался в большую деревянную матрёшку. Но этот «мир» должен что-то с собой нести, не так ли? И было решено вернуть ему былое пугающее величие, в основе которого – страх Запада времен «Холодной войны», когда «нас все боялись и уважали».
Майдан в Украине с изгнанием коррумпированного режима Януковича – этой почти точной копии путинского режима – лишь ускорило мутацию путинизма из модели клептократического авторитаризма – в модель полноценной агрессивной диктатуры. Гитлер с его нацистскими идеями и Вермахтом угрожал миру истреблением по национальному признаку. Добавив в хрустальный мрак клептократии идею «русского мира», Путин фактически стал неотличим от бесноватого фюрера – с той лишь разницей, что Адольф не воровал, а наш кремлевский Альхен – очень даже любит это липкое дело. Гитлер – не мафиози, а Путин – вполне себе «Горбатый» из питерской «малины». Он и говорит, как Горбатый, и шутит, и кличка у него – как у шефа из гайдаевской комедии о контрабандистах, что еще раз подчеркивает уровень интеллекта кремлевских обитателей. Не фильмы же Тарковского им цитировать, в самом деле?..
Кража Крыма под соусом «восстановления геополитической и исторической справедливости» стала спецоперацией прикрытия по дальнейшей пролонгации власти диктатора с умопомрачительным пропагандистским эффектом «замазывания» всего населения России в этом преступлении. Проглотить такой агрессивный вызов Запад просто так не мог. Конечно, воевать с Путиным, вооруженным советскими ракетами, никто не хочет, ибо даже со времен окончания Холодной войны опасности полного взаимного уничтожения никто не отменял. Поэтому были введены секторальные санкции против госкомпаний и отдельных лиц (в том числе – и государственных деятелей), причастных к лубянской мафиозной Корпорации. В ответ на это Кремль ввел свои «контрсанкции», больно ударившие по россиянам. При этом в массовое сознание был внедрен тезис о том, что негативные последствия, постигшие дышащую на ладан экономику – результат именно западных санкций, а не путинских. Учитывая хроническую неспособность населения даже к поверхностному критическому анализу, этот иезуитский трюк сработал безотказно: россияне воспылали еще большим презрением к «мстительному забугорью», выразив готовность возродить советскую пещеру и законопатить ее, выставив во внешний мир все свои доисторические пищали.
Победа Трампа дала Кремлю обманчивую надежду на вожделенную «перезагрузку». Но, как и ожидалось, путинские романтические реверансы не нашли взаимности в новой администрации. Хуже того: тайный сводник Флинн был с позором отправлен в отставку с поста советника, уличенный в закулисных переговорах с господином Кисляком. А дальше случилось и вовсе страшное: еще вчера «наш Дональд» заявил, что «ожидает от Российской Федерации возврата Крыма», а заодно – и деэскалации конфликта на Востоке Украины. И карточный домик «русского мира» с грохотом покатился в тартарары. Прощайте, влажные мечты и грезы, и – здравствуй, суровый холод противостояния с перенацеливанием ракет и ужесточающейся подзаборной риторикой.
Кремль, конечно же, ответит на этот «недружественный шаг». В его арсенале – не только брызги «золотого дождя» московских проституток, но и ядерные истерики, вкупе с превращением 1/7 части суши в огромную доисторическую крепость: с показательными порками и казнями инакомыслящих, с «охотой на ведьм», со взятой напрокат из сталинского френча шпиономанией и борьбой с «нацпредателями» из «пятой колонны». Население покорно отправится по баракам, отвоевывая себе хлебные места среди охранников да мелких начальников зон. И будет так жить до самой смерти диктатора, пока тот не рухнет кучей в намоленном сортире.
Есть и второй вариант: неудачника «приголубят» свои же. Им ведь не «впаришь» картинку из телевизора насчет «плохого Запада», поскольку они сами же ее и формируют. Ребята просто зайдут всей теплой компанией к Володе в кабинет и скажут: «Ты не договорился. Ну, не удалось. Бывает. Получи участок «два на два» со всеми почестями». А очередной хозяин Кремля новой метлой выметет путинщину дочиста, повесив на вчерашнего «вождя» всех дохлых собак, включая «рыцарей русского мира». Народец же самостоятельно выйдет из пещеры к руинам, дабы посредством естественного отбора завершить разрушение обветшалой империи. И автору этих строк не придется сидеть в тюрьме за «оскорбление чести и достоинства» того, у кого отродясь не было ни Чести, ни Достоинства.
Александр Сотник