Разрушение системы ценностей противника и замена их на свои – стратегическая цель любой информационно-психологической войны. Это – классика жанра.
Система ценностей – это своеобразный смысл жизни отдельного человека и общества, ядро, программирующее замыслы, действия и цели, к которым стремишься каждый день. И если система разрушена – смысл жизни и дальнейшей борьбы исчезает.
Сегодня кремлевские технологи делают все, чтобы последовательно лишить нас всех точек моральной опоры. Главная цель – разрушить молодую украинскую нацию и снова свести ее к уровню фольклорного этноса.
Чем отличается нация от этноса? Тем, что она имеет стержень в виде социально-политических ценностей, определяющих направленность, стратегию и тактику политической деятельности и, в отличие от этноса, представляет собой не только культурное, но и политическое образование.
Нация в современном мире может состоять из нескольких этносов, связанных одной судьбой. Общие социально-политические ценности и мечты заставляют совершенно разных, незнакомых друг с другом людей, имеющих разное этническое происхождение, говорящих на разных языках, имеющих разные взгляды на многие вопросы – объединиться в нацию и действовать вместе, как единый организм, бороться и созидать.
Если уничтожить эти ценности, вынуть из нации стержень – от нее останется лишь фольклорная оболочка – язык, танцы, песни, вышиванки, шаровары, сало и горилка, так, как это было с нами еще совсем недавно. А внутри будет пустота.
В таком случае нация снова рассыплется, люди опять разделятся по интересам, языку, национальным, религиозным, региональным и другим признакам. И это именно то, что нужно сегодня нашему противнику – уничтожить все, что нас объединяет, расколоть и подчинить. В раскладах Кремля нет места украинской нации – только фольклорному украинскому этносу.
Инструменты разрушения социально-политических ценностей очень просты и набор их не так уж велик. Это – доведение их до абсурда, высмеивание, демонстрация их недостижимости, дискредитация генераторов и носителей ценностей, целенаправленная смещение приоритетов в сознании общества с более высоких на более базовые и т.д.
Так, например, разрушить толерантность можно, проведя несколько гей-парадов подряд, заставить активистов Майдана употреблять термин «Гейропа» – постоянно демонстрируя ее слабость и высмеивая, сделать модным называть комбатов «вомбатами» – дискредитировав их в глазах общества, а превратить слово «антикоррупционер» в ругательное – путем раскрутки парочки скандалов с квартирами или машинами.
Одновременно с разрушением ценностей и символов в приоритет возводятся сиюминутные проблемы, связанные с выживанием. Никому уже нет дела до стратегий и будущего – весь «эфир» забит злободневным настоящим, вязкой трясиной бытовухи.
Отдельный и особо важный инструмент – распространение фейков, дезинформации, частично правдивой информации, а также создание информационных поводов, которые вызывают острые эмоции, воздействуют на бессознательное общества и формируют у него устойчивые негативные условно-рефлекторные реакции по отношению к определенным ценностям и их носителям.
Чтобы оценить эффективность информационно-психологической войны Кремля против Украины, пусть каждый вспомнит, какие социально-политические ценности (европейский выбор, либерализм, свобода слова, приоритет интересов личности над интересами государства и т.д.) имелись у него на момент Майдана, и какое место по приоритетности в жизни они занимали. А затем сопоставит их со своим сегодняшним состоянием. Если приоритет ценностей вырос – он побеждает. Если снизился – его побеждают. А также пусть вспомнит, какие символы были для него значимыми в 2014 году, и какие остались сегодня.
Для разрушения стержневых ценностей украинской нации в ходе информационно-психологической войны у Кремля есть три основных объекта воздействия.
1. Первый – это гражданское общество, меньшинство, которое сегодня является генератором и носителем украинских национальных ценностей и за счет авторитета участников распространяет эти ценности на более пассивное большинство. Лидеры мнений играют ключевую роль при проведении спецслужбами противника любых психологических операций против общества. Потому что, разрушив ценности небольшой активной его части, ядра – можно разрушить нацию целиком.
Исключительная важность влияния на лидеров мнений объясняется известной концепцией многоступенчатого потока информации. Вначале источником информации выступают СМИ или интернет, потом эта информация преломляется через субъективные оценки лидеров мнений и затем уже ретранслируется ими на все общество, которое в своих оценках тех или иных событий и явлений ориентируется на мнение своих моральных авторитетов.
Достаточно деформировать внутреннюю призму лидеров мнений, и ретранслируемая ими информация будет иметь совсем другой оттенок. Вслед за этим начнет меняться и позиция тех, кто на таких авторитетов ориентируется. Поэтому при передаче информации через СМИ или интернет к лидерам мнений и дальше используются самые разнообразные психологические приемы, которые призваны деморализовать их, посеять сомнение, размыть и разрушить их внутренние установки и ценности.
В такой момент на лидерах мнений лежит огромная ответственность, и они должны обладать незаурядной сопротивляемостью и умом, чтобы не позволять противнику менять свое сознание, подсознание и снижать для себя приоритетность ценностей. Потому что сегодня никто, кроме них – ни СМИ, ни государство – не являются генератором таких социально-политических ценностей.
2. Второй объект воздействия – это украинские СМИ, которые, по плану противника, должны «подтачивать» социально-политические ценности гражданского общества и влиять на лидеров мнений.
Часть из этих СМИ подконтрольна противнику, и проблем с их использованием не возникает. Другая часть – неподконтрольна, и поэтому используется «втемную».
Нужно понимать, что информационно-психологическая война всегда ведется в комбинации с террористическими, экономическими, военными и дипломатическими средствами. Кроме того, она включает в себя подрывную деятельность, прямое физическое воздействие на отдельных лиц, шантаж, угрозы, подкуп, финансирование радикалов и агентов влияния, организацию массовых протестов и т.д.
Это позволяет генерировать такие информационные поводы и информационный фон, которые наши СМИ проигнорировать не способны. Погоня за рейтингами и читаемостью, а также отсутствие государственного регулирования информационного пространства – идеальная среда для манипулирования демократическими СМИ. Противоядия от таких атак пока не найдено ни у нас, ни на Западе.
3. Третий объект влияния – большинство общества, которое является потребителем ценностей и ориентировано на СМИ и лидеров мнений – активистов, добровольцев, волонтеров, отдельных экспертов, ученых и политиков.
Главная задача в ходе информационно-психологической войны – не только посеять разочарование и безверие, но и лишить общество авторитетов, вожаков путем их тотальной дискредитации. Это достигается путем демонстрации обществу их продажности, глупости и некомпетентности по любому поводу.
Если они сами не дают такого повода – их провоцируют и втягивают в ловушки, чтобы затем выставить на посмешище или растерзание общества. Украинские СМИ и другие лидеры мнений рефлекторно включаются в травлю, чтобы быть в тренде, и, таким образом, постепенно из обоймы выбивают одного авторитета за другим.
В массовом сознании такие отдельные случаи обобщаются и в результате происходит полная и тотальная дискредитация всех и вся.
Так были дискредитированы комбаты, множество добровольцев и волонтеров, политиков и общественных деятелей. Один из последних символов, которые пытается разрушить противник – это Небесная сотня. Разговоры о том, что людей расстреляли «свои» – нивелирует ее сакральность для нации. И если обществу удастся внушить это – то ребята, погибшие на Майдане, станут в сознании людей не символами борьбы за свободу, а всего лишь жертвами грязного предательства.
Так, терпеливо и последовательно, украинское общество лишают авторитетов и символов борьбы, медленно, но уверенно вытаскивают из нации стержень, чтобы оставить в ней лишь пустоту и превратить в стадо.
Разрушение ценностей при помощи технологий информационно-психологической войны осуществляется настолько постепенно и незаметно, что человек не замечает метаморфоз, происходящих в его сознании и подсознании.
Поэтому каждому полезно время от времени заглядывать в себя, чтобы посмотреть, с чего ты начал и к чему пришел. И помнить о том, что только приверженность ценностям делает нас нацией, способной к сопротивлению и победе.