У родителей всегда есть сомнения, отдавать ли ребенка в школу или подождать еще год. Новое исследование Стэнфордского университета показывает – у детей из Дании, которые на год позже начали учиться, самоконтроль гораздо лучше.
«Мы выяснили: если отложить первый класс на год, то к 11 годам невнимательность и гиперактивность ребенка уменьшается на 73%», — говорит Томас Ди, один из соавторов исследования, профессор Стэнфордской школы образования. Коллега профессора Ди по эксперименту, Ганс Генрик Сивертсен из Датского национального центра социологических исследований добавляет, что влияние такого шага родителей очень важно в долговременной перспективе, чем ученые были крайне удивлены. Более того, влияние на невнимательность и гиперактивность не только не снижается, но усиливается со временем.
Ученые использовали большой массив данных: в исследовании приняло участие 54 241 взрослых, которые ответили на вопросы анкеты о своих семилетних детях, и 35 902 человека отвечали о своих 11-летних детях.
Что такое невнимательность
Невнимательность и гиперактивность – это угрозы, которые несет в себе синдром дефицита внимания. Они ослабляют самоконтроль ребенка, который в детстве тесно связан с его достижениями. В исследовании Стэнфорда дети с меньшим уровнем невнимательности и гиперактивности имели лучшие оценки в школе.
В школах Финляндии и Германии дети уже начинают учиться в школах сравнительно позже, при этом не чувствуют недостатка в знаниях или опыте к подростковому возрасту. Американские дети идут в первый класс в пять лет, сейчас уже около 20% первоклашек в США – шестилетки, это мальчики из более богатых семей, которым родители дают возможность продлить детство, как говорит исследование.
В Дании дети идут в первый класс в календарный год, когда им исполнилось шесть лет. Исследователи использовали данные Министерства образования, чтобы сравнить данные о тех детях, которым только что исполнилось шесть, и о тех, кому шесть лет и восемь месяцев – и разница в показателях может быть огромной. Однако сравнение датских детей и американских не совсем корректно, так как в Дании есть система детских садов, а в США многие дети в сад вовсе не ходят.
Если школьное обучение отодвигается, дает ли это возможность ребенку больше времени на развитие благодаря спонтанным играм? Исследователи психологии развития сходятся во мнении: для эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции ребенка очень важны игры, где подключается воображение. «Дети, которые позже идут в школу, имеют возможность лучше развиваться благодаря времени, проведенному в такой игровой обстановке», — пишут ученые.