В субботу на 90-м году жизни скончался Збигнев Бжезинский – бывший советник по национальной безопасности президента США и один из самых одиозных персонажей американской внешней политики. Зачем он втянул СССР в войну в Афганистане, как создавал «Талибан» и почему вредил СССР и Израилю.
Для многих этот человек остался в памяти, прежде всего, как убежденный противник СССР и автор «афганской ловушки» – «советского Вьетнама», направивший миллиарды долларов на вооружение моджахедов и, по сути, создавший «Талибан». Мало кто сейчас помнит, что именно он инициировал китайскую поддержку режима Пол Пота – всё ради того, чтобы не дать СССР и Вьетнаму распространить свое влияние на Кампучию. Безжалостный критик советской идеологии, он сам на деле раз за разом подталкивал США к столь же сомнительным с точки зрения морали действиям. Но в конечном счёте оказался автором всех самых неудачных внешнеполитических шагов президента Джимми Картера: содействия захвату Ирана шиитскими фундаменталистами, поддержки исламских суннитских экстремистов и ослабления Израиля через Кэмп-Дэвидские соглашения.
При этом как борец с советской экспансией он в итоге не слишком преуспел. Пока Бжезинский занимал с 1977 по 1981 годы пост советника по национальной безопасности американского президента, СССР как раз, наоборот, активно расширял сферу своего влияния, столкнувшись с серьезным сопротивлением американцев лишь после смены администрации в Белом доме, когда кресло в Овальном кабинете вместо Картера занял Рональд Рейган, немедленно избавившийся от Бжезинского.
А ещё он был антисемитом. Не сказать, что прямо зоологическим – старался на публике держать себя прилично, но регулярно намекал, мол, «евреи контролируют внешнюю политику США», и стал, к радости американских антисемитских кругов, едва ли не самым высокопоставленным американским чиновником, озвучившим давние юдофобское мифы.
Обвинения в антисемитизме Бжезинский неизменно отвергал, но тут же начинал убежденно защищать опубликованную в 2007 году Джоном Миршаймером и Стивеном Уолтом тенденциозно проарабскую пропагандистскую и названную в редакционной статье Washington Post «антисемитской» книгу «Израильское лобби и внешняя политика США», утверждающую, что еврейское лобби подрывает американские интересы.
Бжезинский также активно поддержал Барака Обаму, который, в свою очередь, восхищался им. В конце концов Обама продолжил на Ближнем Востоке политику Бжезинского: поощрял режим аятолл в Иране, содействие исламским суннитским экстремистам вроде «Братьев мусульман» и вел курс на ослабление Израиля, вынуждая его к политическим и территориальным уступкам.
Поначалу Обама даже сделал Бжезинского своим стратегическим советником, но вскоре официально отказался от его услуг, опасаясь потерять поддержку еврейских избирателей. Бжезинский был сильно разочарован. «Израильтяне перехитрили команду Обамы. Они обладают слишком большим влиянием на Конгресс, иногда покупая его», – посетовал он на то, что Обама не сумел добиться от Израиля согласия на создание арабского государства в Иудее и Самарии. А затем упрекнул Обаму в том, что тот «прогнулся» под Нетаньяху.
Однако даже оставаясь в формальной отставке, Бжезинский всё же продолжал наставлять Обаму в его внешнеполитических решениях. Он осудил израильтян за «необоснованные» атаки на ХАМАС – ведь «запуск ракет из Газы всего лишь неприятность». Характерно, что чуть раньше, в 2006-м, Бжезинский подверг Израиль критике за войну в Ливане с «Хезболлой». А в 2009 году он призвал президента Обаму сбивать израильские самолеты, если те полетят бомбить иранские ядерные объекты. Нетрудно предположить, что если бы не Рейган, победивший на президентских выборах и лишивший Бжезинского полномочий, этот советник постарался бы сорвать и израильскую атаку на ядерный реактор в Ираке в июне 1981 года. К слову, годом ранее Бжезинский стал инициатором и организатором провалившейся попытки освобождения заложников из американского посольства в Тегеране. Не исключено, что этот позорный и унизительный провал тоже прибавил ему ненависти к израильтянам, которые за четыре года до этого как раз сумели успешно провели операцию по освобождению заложников в Энтеббе.
И, конечно, именно Бжезинский был архитектором израильского отступления с Синайского полуострова с последующей передачей его под контроль Египта в рамках Кэмп-Дэвидских соглашений. За это Египет, «изменив» СССР, перешёл под американский патронаж. Сомнительность результатов этого соглашения стала очевидна сегодня, когда Синай превратился в салафитскую вольницу и один из плацдармов мирового джихада, угрожающего теперь как Израилю и Египту, так и другим странам. Собственно, и сам Бжезинский еще в 2003 году признал, что «усилия на самом деле не окупились и оказались не очень успешными». Но кто знает, не была ли для него куда важнее геополитических достижений США сама возможность выкрутить руки израильскому премьеру Менахему Бегину и заставить того отступить с 75% территории страны, которые составлял Синайский полуостров.
Збигнев Бжезинский был, вероятно, самым высокопоставленным в американской политике антисемитом, взращенным на «Протоколах сионских мудрецов» и другой подобной фэйковой литературе. Он был последним носителем «классического» антисемитизма в американской элите. Ушла эпоха, евреи пережили еще одного своего врага. Но на смену ему приходят совсем иные, молодые антисемиты, вроде заместителя главы Национального комитета Демократической партии конгрессмена-мусульманина Кита Эллисона. Они, избегая открытой антисемитской риторики и тем самым обвинений в антисемитизме, концентрируют свои претензии к Израилю, демонизируя еврейское государство и обвиняя его в «апартеиде», «геноциде» и «преступлениях против человечества». Таков он, новый мир – постправды и альтернативных фактов.
Александр Непомнящий