В прессе операцию по уничтожению ядерного реактора в Сирии называли «Фруктовый сад». Операции были посвящены десятки публикаций, но наиболее детально ее описали в книге «Сумеречная война» два израильских журналиста – Дан Равив и Йоси Мильман. На основании материалов книги, а также воспоминаний бывшего президента США Джорджа Буша-младшего, можно наконец понять, как именно развивались события.
Неприятный сюрприз
Всё началось с позорного провала. Накануне нового, 2003 года ливийский диктатор Муаммар Каддафи публично сообщил, что отказывается от создания оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Такое решение Каддафи принял в результате тайных переговоров с представителями ЦРУ и МИ-6. Израильские же спецслужбы на тот момент вообще не подозревали, что у Каддафи был план обзавестись оружием массового поражения. Вот почему на предмет потенциального наличия ядерных программ в срочном порядке стали проверяться все недружественные Израилю страны.
Пальцем в небо
Уже к весне 2004-го выяснилось, что опасения были не напрасны. О сотрудничестве Сирии и Северной Кореи по развитию ракетных программ израильтянам было известно и раньше. Теперь же оказалось, что дружба этих стран распространялась и на ядерные проекты. «Моссад» попытался узнать подробности у дружественных спецслужб Запада, но тем якобы ничего не было известно. Тогда для сбора данных о ядерной программе Сирии был выделен особый бюджет. Отдел израильской электронной разведки – знаменитое «Подразделение 8200», входящее в военную разведку АМАН, начало перехватывать и расшифровывать все переговоры самого Асада, его особого советника генерала Мухаммада Сулеймана – как выяснилось, координатора секретного ядерного проекта, а также главы комиссии по атомной энергетике Сирии Ибрагима Усмана. В это время «Моссад» собирал любую информацию о сирийских ученых-ядерщиках. Наконец, и системы наблюдения израильского спутника «Офек» были также сфокусированы на Сирии.

В итоге в полутораста километрах от границы с Ираком, на военной базе возле Дир аз-Зура, было обнаружено подозрительное крупное помещение. Туда был выслан отряд израильского спецназа, и забранные им пробы воды, почвы и растений в окрестностях здания не оставляли сомнений – это был сверхсекретный ядерный объект. Однако никаких других деталей выяснить не удалось – шла ли речь об обогащении урана или плутония, а также насколько далеко вообще зашла ядерная программа Сирии, было непонятно. «Золотая информация» пришла из Вены. Приехав на очередное заседание МАГАТЭ – Международного агентства по атомной энергии, глава комиссии по атомной энергетике Сирии Усман все время очень неосмотрительно оставлял свой компьютер в своей венской квартире. «Моссад» не преминул этим воспользоваться – скоро вся информация лэптопа Усмана была у израильтян в руках. Там обнаружились многочисленные снимки из таинственного помещения возле Дир аз-Зура, в том числе и десятки фотографий сирийских ядерщиков со своими корейскими коллегами.
Остановить любой ценой
Решать проблему нужно было быстро, чтобы успеть до запуска: уничтожение реактора с уже находящимися внутри радиоактивными веществами могло привести к экологической катастрофе. Израильтяне поделились информацией с США. Однако даже после того, как американская разведка подтвердила все израильские оценки, президент США Джордж Буш отказал израильскому премьер-министру Эхуду Ольмерту в просьбе разбомбить реактор. Очевидно, Буш не желал развязывать третью ближневосточную войну в дополнение к афганской и иракской. При этом он дал понять, что не станет препятствовать израильтянам, если они будут решать проблему самостоятельно.
Незадолго до полуночи четвёрка F-16 и четвёрка F-15, стартовав с военного аэродрома Рамат Давид к северо-востоку от Хайфы, пронеслись в западном направлении над морем, повернули на север, затем на восток и пошли вдоль сирийско-турецкой границы. Одновременно военная разведка АМАН и ВВС использовали специальные средства, оглушающие и ослепляющие радары и системы сирийской ПВО. В отличие от 1981 года, когда против иракского реактора были применены тяжёлые и «глупые» бомбы, на этот раз израильтяне воспользовались управляемыми ракетами, сумевшими издалека точно поразить цель. Вся атака заняла не более двух минут.
На днях арабские СМИ сообщили, что израильские F-35 провели очередную серию учений в сирийском небе, обнаружив неспособность развёрнутых над Сирией российских систем С-300 и С-400 заметить американские «невидимки». Израиль привычно от комментариев отказался.