Никогда не позволяйте другим людям чувствовать себя менее важными, чем выБыли ли вы в ситуации, когда вы в группе, где мнения не совпадают с вашим? Как вы поступали? Молчали или вы высказывали свое мнение так, как другие?
Настойчивость (англ. assertive – утвердительный, уверенный, напористый) – это умение выразить себя прямо, не наступая на права других. Однако не все понимают важность этого умения в личной и профессиональной жизни. Некоторым людям от природы трудно быть настойчивыми. Но то, что большинство из нас не знает – настойчивость – это не уникальная черта, которой один человек может обладать, а другой нет. На самом деле это умение, которому можно научиться.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ ТРУДНО БЫТЬ НАСТОЙЧИВЫМИ?
Для настойчивости требуется три точки треугольника: пассивный, агрессивный и напористый. Вам нужно найти правильное сочетание этих трех важных моментов, чтобы быть настойчивым.
ПАССИВНЫЙ
Когда мы были детьми, взрослые всегда учили нас быть добрыми и дружелюбными к другим детям. Большинство из нас выучили этот урок как “нехорошо спорить и не соглашаться с другими” и попросту не решаются выразить свое мнение.
Мы развиваем пассивное поведение, потому что мы запрограммированы, что те, кто выходят за рамки нормы и не боятся говорить то, что думают – грубы, неуважительны и часто отвергаются обществом. Но вы не знаете, что, будучи пассивным, вы сами сердитесь на себя, это же подрывает уверенность в себе и самоценность.
АГРЕССИВНЫЙ
Абсолютно противоположно пассивным, агрессивным людям, как правило, не удается учитывать чужие права и чувства. Они не осознают, что, слишком агрессивно выражая свое мнение, они подрывают самооценку и права других.
Агрессивное поведение проявляется по-разному. Например, просто требуя кого-то высказаться, а не спрашивая, подгоняя или игнорируя человека, мы поощряем их быть пассивными, пока мы становимся агрессивными.
НАСТОЙЧИВЫЙ
Настойчивость находит правильный баланс между пассивностью и агрессивностью. Это двусторонняя связь, где мы можем передать наше сообщение и послушать других. Этот подход поощряет обмен мнениями, так что права обеих сторон осуществляются, а мнения и чувства выражаются соответствующим образом.
Это означает обмен информацией, понимание других и признание их равными.
Борьба за такой баланс может быть непростой. Ведь у каждого из нас уже есть сформированные стереотипы поведения, определенный опыт. Но если мы откроемся навстречу изменениям, то увидим, как важно научиться быть настойчивым.
ТАК КАК ЖЕ НАСТОЙЧИВОСТЬ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ?
По данным Форбс, лидеры, которые являются настойчивыми, воспринимаются как более целостные, чем те, кто не обладают таким качеством. Кроме того, залогом успеха любой организации является команда настойчивых людей, которые способны к сотрудничеству, поддержке, единству, обучению и развитию. Это создает эффективный процесс управления, который необходим для успеха любого проекта.
Когда дело доходит до нашего личного развития, настойчивость тоже, безусловно, очень помогает. Вот некоторые примеры:
САМОЦЕННОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Настойчивость повышает уверенность в себе и улучшает самооценку. Вы развиваете осознание того, что у вас есть не только право на ваше собственное мнение, но вы также имеете право его выразить. Кроме того, вы будете смотреть на себя более реалистично.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ ЦЕНИТЬ ДРУГИХ
Вместо того, чтобы видеть в людях угрозу, вы научитесь смотреть на них нейтрально и воспринимать индивидуальность человека, думая, как вы можете наладить с ним контакт, чтобы обменяться мыслями или вместе достичь чего-то.
ДОСТИГАТЬ БОЛЬШЕГО
Когда вы передаете свое сообщение надлежащим образом и четко, вы исключаете недопонимание и связанные с ним проблемы. Кроме того, вам совершенно не нужно стремиться всем угодить. Вы сможете направлять свои усилия и время на более достойные вещи, которые могут помочь вам развить весь свой потенциал.
Но, конечно, одним из основных преимуществ настойчивости (правильной настойчивости!), является то, что это умение позволяет нам поддерживать здоровые отношения с другими людьми, и самому развиваться. Поэтому даже если кажется, что научиться быть настойчивым нелегко, оно стоит потраченных усилий!
ИТАК, ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ БЫТЬ НАСТОЙЧИВЫМ?
У каждого человека есть разные способы развития этого качества – кому-то в силу воспитания и индивидуального психологического состояния легче найти баланс между пассивностью и агрессивностью, для других это может потребовать много усилий и возможно даже, психотерапевтической проработки.
ЗНАЙТЕ СВОЮ ЦЕННОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕКА
Никогда не позволяйте другим людям чувствовать себя менее важными, чем вы. Не способствуйте тому, чтобы они чувствовали себя неполноценными. Но и в обратную сторону – не позволяйте унижать или притеснять ваше мнение. Поймите, что ваши мнения, мысли, чувства и ваше право выражать их так же ценны, как и любые другие.
Дело еще и в том, что человек невербально передает другим людям сообщение о том, каким он сам себя считает. Если я ценю себя и свое мнение, меня будут ценить окружающие. Если нет – они тоже не будут считаться со мной. Пока сам не поверишь в то, что говоришь, тебе никто не поверит.
Когда мы знаем нашу ценность как человека, люди начнут видеть нас равными.
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ И ЖЕЛАНИЯ И ВЫСКАЗЫВАЙТЕ ИХ
Можно бесконечно ждать, что люди угадают ваши желания или потребности, но так и не дождаться. Поэтому первое, что вы должны сделать – разобраться для себя, что вам нужно, чего хотите достичь, донести другим. Это не только поможет четче выражать мысли, но приведет в порядок всю вашу жизнь.
Однако, желая достичь своих целей, не забывайте, что существуют ограничения. Убедитесь, что вы не жертвуете нуждами других людей и не наступаете на чужие права, чтобы осуществить свои мечты.
ПРИЗНАЙТЕ ФАКТ, ЧТО ВЫ НЕ МОЖЕТЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Как говорится, всем не угодишь. Вы не можете предугадать реакцию или действия других людей. Если им не нравится, как мы утверждаем наши собственные взгляды и мнения, это не наша ответственность. Конечно, если выражены они не нарушая права и чувства других.
ВЫРАЖАЙТЕ И ПРИНИМАЙТЕ КРИТИКУ КОРРЕКТНО
У нас несовершенная жизнь, поэтому мы критикуем других и нас критикуют. Важно, чтобы мы научились выражать негативные мысли таким образом, чтобы это не обижало других. Вы все еще можете указывать на чьи-то ошибки, но в вежливой форме и так чтобы это было полезно для улучшения и развития этого определенного человека.
Точно так же, когда мы получаем в свой адрес критику, не стоит воспринимать ее в штыки. Да, это абсолютно нормально, что на какое-то мгновение вы расстроитесь или разозлитесь, но важно, чтобы у вас был механизм возвращения к здравому рассуждению, чтобы не терялось уважение к человеку, который позволил себе критику в ваш адрес. Попробуйте рассматривать критику как полезную обратную связь, которую мы можем использовать для нашего личного или профессионального роста.
УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ “НЕТ”
Мы всегда должны следовать тому, что подходит именно нам, нашим целям и принципам. Пойдя на поводу у других вопреки своим потребностям, вы непременно улучшите не только свое сиюминутное настроение но и самооценку. Корректно отказывать – это важное мастерство. Но, в то же время помните, что иногда полезно выходить из “зоны комфорта” и делать что-то новое, страшное или, казалось бы, совсем непосильное вам.
Хочу подытожить вышесказанное: Слово assertive, очень интересное, оно не имеет дословного единого перевода на русский язык, означая одновременно и настойчивость и уверенность в себе и убедительность, умение аккуратно отстоять свою точку зрения, выслушав других. А ведь как важно в жизни быть именно таким! И не только в работе, да и в общение с друзьями, родителями, мужем, детьми. Ведь мы так часто впадаем в две крайности – пассивную или агрессивную позицию. И, конечно, корни этому нужно искать в нашем детстве, а начав распутывать этот клубок стереотипов, травм и установок, постепенно можно будет стать таким человеком, который умеет быть absolutely assertive.