21 июня могло бы исполниться 85 лет советской киноактрисе Изольде Извицкой, но в 1971 г. она ушла из жизни. О ее смерти стало известно только неделю спустя, когда тело 38-летней актрисы обнаружили в ее квартире. В газетах умалчивали обстоятельства гибели, а то и вовсе не упоминали. О некогда известной кинозвезде, покорившей не только советских, но и зарубежных зрителей в фильме «Сорок первый», на тот момент давно забыли – говорили, что она под действием алкогольной зависимости опустилась на самое дно. Но это была только половина правды.
Изольда Извицкая в фильме *Доброе утро*, 1955 | Фото: kino-teatr.ru
Изольда Извицкая в фильме *Первый эшелон*, 1955 | Фото: kino-teatr.ru
Изольда Извицкая родилась в 1932 г. в Дзержинске. После школы она втайне от родителей уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Но когда они узнали о том, что дочь поступила, возражать не стали – очевидно, не считали это увлечение серьезным. Но Изольда не только успешно окончила институт, но и вскоре стала сниматься в кино.
Актриса с драматической судьбой | Фото: ria.ru и kino-teatr.ru
Первая же главная роль стала для Извицкой триумфальной: фильм «Сорок первый» оценили не только советские, но и зарубежные зрители. Съемочную группу пригласили на Международный кинофестиваль в Канны. Правда, поездка началась с малоприятных моментов: во французских газетах написали о том, что у советской кинозвезды «ноги степного кавалериста». Дело в том, что Извицкую долго не утверждали на роль красноармейки Марютки из-за того, что актриса была чересчур изящной и грациозной. И для того, чтобы выглядеть, как боевой комиссар, Извицкая училась ходить вразвалку. Это и сыграло с ней злую шутку в Каннах, хотя на самом деле она не уступала в красоте зарубежным кинодивам.
Актриса Изольда Извицкая | Фото: kino-teatr.ru
Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: radikal.ru
Но когда Извицкая появилась на показе, она произвела настоящий фурор. На следующий же день журналисты хором расхваливали и ее актерские способности, и незаурядную внешность. Фильму присудили специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий», Извицкая появилась на обложках журналов, в ее честь устраивали приемы, а в Париже открыли кафе «Изольда».
Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: driverpete.ru
Актриса Изольда Извицкая | Фото: prime-movies.ru
По возвращении в СССР актриса получила предложения от нескольких режиссеров. Кроме того, ее сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, что открыло для нее возможность поездок за рубеж. В перерывах между поездками она снималась в кино, но роли были однотипными и по сравнению с «Сорок первым» малозаметными. Ей доставались невыразительные героини в производственных драмах, и в начале 1960-х гг. у нее наступил творческий кризис.
Актриса с драматической судьбой | Фото: liveinternet.ru
Должного внимания и поддержки в семье Извицкая не получала. Ее муж, актер Эдуард Бредун, ревностно относился к успехам жены, а неудачи не воспринимал всерьез. Сам он не достиг таких же высот в кинокарьере и злился, когда его представляли, как «мужа Извицкой». Все, что он мог предложить ей, – очередные шумные дружеские посиделки с большим количеством спиртного. Многие их знакомые говорили, что именно он пристрастил жену к алкоголю. Впрочем, по другим свидетельствам, он пытался ее лечить от зависимости и устраивал в больницы. Как бы там ни было, побороть эту пагубную привычку актрисе не удалось. Ситуация усугублялась тем, что Извицкая не могла иметь детей.
Актриса Изольда Извицкая | Фото: kino-teatr.ru
Она еще несколько раз появилась на экране. В 1963 г. Сергей Колосов пригласил ее на роль разведчицы Паши в свой фильм «Вызываем огонь на себя». Позже режиссер признался: «Порой на съёмках Изольда была недостаточно собрана, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь». Во время съемок она пыталась держаться, но после того, как вернулась домой, опять сорвалась. Начальник актерского отдела «Мосфильма» вызывал ее к себе, предлагал обратиться за помощью к наркологу, но актриса отказалась. В доме продолжились пьянки, на этот раз с побоями.
Кадр из фильма *К Черному морю*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru
Последней ее киноработой, 23-й по счету, стал фильм «Каждый вечер в одиннадцать» в 1969 г. На съемки ее больше не приглашали. А вскоре муж ушел к ее подруге, а она осталась совсем одна. Это окончательно сломило Извицкую. Она почти не выходила из дома, ела одни сухари и запивала водкой. С тяжелым нервным расстройством актриса попала в психиатрическую лечебницу. А после выписки снова запила.
Изольда Извицкая в фильме *Вызываем огонь на себя*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru
В феврале 1971 г. Извицкая исчезла – перестала появляться в театре, не отвечала на звонки. Ее бывшего мужа попросили пойти проверить, все ли с ней в порядке. Дверь квартиры была заперта изнутри, а когда ее взломали, обнаружили на полу в коридоре тело актрисы, которое лежало там уже не меньше недели. По просьбе Бредуна, о ее алкоголизме писать не стали, а причиной смерти указали «отравление организма неизвестными ядами, слабость сердечно-сосудистой системы». Изольде Извицкой на тот момент было всего 38 лет. О ее смерти сообщила только «Советская культура». А в зарубежных изданиях написали о том, что она погибла от голода, выброшенная из общества и всеми забытая.
Кадр из фильма *Люди, как реки…*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/210617/34990/