2 октября экспертный совет Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки рекомендовал лишить министра культуры Владимира Мединского ученой степени доктора исторических наук. Президиум ВАК примет решение по диссертации 20 октября.
Диссертацию на тему «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков» по специальности «Отечественная история» Мединский защитил в Российском государственном социальном университете в 2011 году.
Критики диссертации считают, что работа министра построена на субъективных выводах, лишена четкой методологии и не отвечает критериям научного исследования. В ответ Мединский утверждал, что имеет право судить об истории с позиции интересов России, а объективной истины нет вообще — есть только манипуляция. «Такие дела» собрали известные цитаты министра культуры, подчеркивающие его профессиональную эрудицию.
В своей диссертации Мединский не использует понятие «церковнославянский язык» и не учитывает перевод Библии на немецкий язык, сделанный Мартином Лютером, и другие западноевропейские переводы.«Как известно, у православных верующих все церковные книги были написаны на русском языке, поэтому понять их содержание было легко. Иная ситуация была у католиков и протестантов. У них Священное Писание было написано на латыни, которую рядовые верующие не знали».
Кроме того, министр противопоставляет «христианскую» и «католическую» церкви.
«Различия между христианской и католической церквями порождали определенное непонимание и недоверие друг к другу».
Мединский путает страну Данию и регион — Скандинавию.
«Трудно понять, почему (историк) Марджерет полагал, что Рюрик с братьями были из Дании. По его версии получалось, что династия русских государей имела датское происхождение. В русских летописях утверждалось, что Рюрик был варягом и прибыл из Скандинавии».
Министр также судит об исторических явлениях с позиции политического активиста.
«При выяснении обстоятельств создания того или иного сочинения иностранцем удалось доказать, что практически все авторы, писавшие о России, выполняли заказ тех или иных политических кругов». «Цель их состояла в том, чтобы дать читателям только ту информацию, которая была выгодна заказчикам, и, соответственно, настроить европейскую общественность по отношению к Русскому государству в нужном для заказчиков направлении».
Считает, что писатель Сергей Довлатов жил на сто лет раньше.
«Довлатов — выдающееся литературное явление второй половины 19 века»
Полагает, что лишняя хромосома (патология, свойственная для людей с Даун-синдромом) — признак сильной нации.
«Я считаю, что после всех катастроф, которые обрушились на Россию в двадцатом веке, начиная с первой мировой и заканчивая перестройкой, тот факт, что Россия еще сохранилась и развивается, говорит, что у нашего народа имеется одна лишняя хромосома».
На сообщения о том, что история 28 панфиловцев — вымысел и это подтверждено военной прокуратурой, министр отреагировал резко и грубо.
«Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, — мрази конченые».
Но, пожалуй, самое важное — Мединский охотно выдает обывательские рассуждения за исторические факты.
«Но на самом деле русские люди, по сравнению с иностранцами, были настоящими трезвенниками. Ведь им разрешалось употреблять спиртные напитки всего несколько дней в году, по четырем большим церковным праздникам. Иностранцы же пили беспробудно и ежедневно». «На самом деле между греческим и русским языками мало общего. Сходство имеет только написание некоторых букв».
И иногда позволяет в научной работе просто оценочные суждения.
«На фоне их поведения, доходящего до смертоубийства, русские люди выглядели просто расшалившимися детьми». «В заключение вышла его жена-красавица с родственницей и с поклоном поднесла каждому гостю чарку с водкой. Все это свидетельствовало о том, что обед проходил чинно и благонравно». «Напрашивается вывод о том, что иностранцы умышленно очернили русских женщин, видя их только издали. К тому же на основе памятников книжной культуры и фольклора у исследователей сложилось представление о том, что русскому народу были чужды всевозможные пороки и в целом русские люди были высоконравственны».