1. Об оружии для ВСУ:
"Мы знаем, что государственный секретарь США Рекс Тиллерсон, министр обороны Джеймс Мэттис и советник по национальной безопасности США Герберт Макмастер выступают за поставки оборонительного оружия Украине. Но такого рода вопросы решаются исключительно президентом США. А как он поступит — никто не знает.
Речь об оружии, с которым ваша страна сможет защищаться, включая противотанковое Javelin – американский переносной противотанковый ракетный комплекс."
2. О Донбассе и Приднестровье:
"Политика Москвы в отношении этих проблем схожа. Она старается использовать в своей игре часть приднестровцев – точно так же, как и жителей Донбасса. Если говорить о Донбассе, то русских там проживает меньше, нежели в Приднестровье, около 20% от общего числа населения. Но даже из этих 20% большинство считает себя гражданами Украины. И львиная доля социологических опросов показывает, что жители Донбасса хотят жить именно в Украине. Поэтому война на Донбассе ведется русскими солдатами, а не украинскими гражданами. Конечно, среди воюющих есть и украинцы, но значительно больше там российских солдат и волонтеров. А значит, это сугубо российская агрессия против Украины.
Сергей Лавров и сам Владимир Путин – они врут. Ведь все предельно ясно! Ибо в «ЛНР» и «ДНР» сейчас находится больше танков, чем в Германии либо Франции. Разве они не российские? А сколько сотен российских солдат пойманы Украиной? Разведка США зафиксировала, что украинская армия была разбита под Иловайском при непосредственном участии российских дивизий и батальонов. А то, что Москва постоянно врет, – в этом нет новизны.
Что касается Молдовы, то там отпор Москве гораздо слабее, нежели в Украине. Украинцы воюют за свою страну, и, кстати, поддержка Украины со стороны Запада весомее, чем в отношении Молдовы. И если бы на Донбассе не было русских солдат, то Украина давно победила бы в этой войне. Хочу сказать, что в итоге Россия проиграет войну с Украиной. Если российское руководство достаточно мудрое, то примет решение о выводе войск и оружия с территории Донбасса на протяжении одного-двух лет. В противном случае РФ проиграет войну в течение десяти лет.
Россияне не желают воевать против Украины, а украинцы борются за свою родину. Это «путинская война», а не война России против Украины.
Конечно, российская армия очень сильная, особенно в сравнении с украинскими вооруженными силами. Поэтому вполне могла бы захватить Мариуполь или Одессу и даже больше территорий. Но вряд ли смогла бы долго удерживать завоеванные позиции, так как украинцы восстали бы против этой оккупации."
3. О санкциях и российской экономике:
"Россия уже два с половиной года надеется, что Европа смягчит санкции, так как они приносят немалый урон российской экономике. Но этого не произошло и не случится в дальнейшем.
Российская экономика, в отличие от европейской, не передовая. России нужны иностранные инвестиции, западные технологии. А из-за санкций РФ получает все это в гораздо меньших объемах. То есть в данной ситуации российская экономика движется к краху. Естественно, это произойдет не сразу, а в течение нескольких лет. При условии, что санкции не будут отменены либо видоизменены ввиду завершения агрессии РФ на Донбассе. Но я предполагаю, что они будут усиливаться. Во всяком случае, со стороны США на сегодня санкции против России стали жестче.
Санкции останутся, даже если бы Ангела Меркель проиграла выборы. Потому что тот же Эммануэль Макрон сейчас серьезно поддерживает антироссийские санкции. И его победа на президентских выборах – свидетельство слабых позиций Кремля. В России очень верили в победу Марин Ле Пен или Франсуа Фийона, затем надеялись на смягчение санкций, но в ответ получили их усиление. Вообще, РФ делает много ошибок.
США не желают санкций, которые принесли бы громадный урон нашей стране или союзникам, а также мировой экономике. Нужны санкции, которые негативно скажутся именно на российской экономике."
4. Об аннексии Крыма и политике Кремля:
"Что касается выхода Крыма из состава Украины, то я знаю, что накануне мартовского референдума 2014 года были проведены социологические опросы, и только 42% крымчан хотели стать гражданами Российской Федерации.
И кто считает этот референдум легитимным? Мне известно, что спустя несколько месяцев после крымского референдума на блог-сайте омбудсмена по правам человека в Российской Федерации один из российских академиков опубликовал интересные данные. Он утверждал, что голосовали на референдуме лишь 30-50% населения Крыма, а из них около 60% голосовали за присоединение к России. И это вполне вероятно.
Не стоит забывать, что никто не знал численность населения Крыма во время референдума. Ведь перепись населения Украины проходила в 2001 году. И на тот момент в Крыму насчитывалось 56-57% русских, татар – 13%, остальные – украинцы. Кроме того, нужно помнить, что татарское население на полуострове значительно выросло – за счет повышенной рождаемости и возвращения татар на историческую родину из Центральной Азии. Поэтому думаю, что в момент референдума в Крыму проживало не более 52% русских. И уж вовсе сложно представить, что даже 10% украинцев или татар голосовали за присоединение Крыма к России. Скорее всего, они проигнорировали референдум либо сделали это под давлением.
В понимании Кремля и большинства россиян Украина должна забыть о Крыме. И как аналитик я считаю, что в ближайшие годы Россия не вернет Крым Украине. Но через несколько десятилетий – вполне возможно.
Еще лет тридцать назад не возникала и дискуссия о свободе советских республик. А сейчас – это самостоятельные государства, хотя Россия старается контролировать внешнюю политику некоторых из них.
В свое время, Москва отказывалась говорить о Прибалтике, но уже в начале 1990-х годов прибалтийские республики стали свободными. И политика Запада в отношении Крыма сейчас схожа с тогдашними действиями в отношении Прибалтики.
При этом хочу сказать, что Россия – великая страна, но политика Кремля ведет ее в тупик. Тем не менее, я уверен, что РФ выйдет из него. Потому что если нынешний курс Кремля останется неизменным, то лет через десять российская экономика (по сравнению с другими) будет гораздо слабее, нежели сегодня. А без сильной и современной экономики любая страна не может быть мощной. Поэтому России предстоит выбор между курсом империализма и великим будущим. Когда в Кремле это поймут, российский политический курс кардинально изменится."
5. О Путине:
"Нынешний курс российского президента – это внутренние репрессии и агрессия во внешней политике. А такой путь, как я уже говорил, ведет Россию в тупик. Возможно, Владимир Путин не хочет сразу менять свой политический курс. Но я не считаю Путина дураком. Думаю, он может изменить политику Кремля и понимает, что его власть, репутация и будущее РФ зависят от этого."
6. О Трампе:
"Большинство членов американского Конгресса поняли, что Россия ведет агрессивную внешнюю политику. Должен отметить, что российская внешняя политика – огромная проблема для США. И наша политическая элита это поняла. А вот взгляды Трампа несколько иные.
Также были и остаются вопросы об отношениях Дональда Трампа и его команды с россиянами до президентских выборов, во время и после них. Наличие этих контактов стало уязвимым местом Трампа. Помимо всего, есть масса доказательств, что Россия вмешивалась в наши выборы. Поэтому Демократическая партия США сильно не любит Путина.
Еще один фактор: Трамп выбрал для своей команды таких людей, как Тиллерсон, Мэттис, Макмастер, которые понимают угрозу со стороны внешней политики Кремля и советуют Трампу защищаться. Все эти факты объясняют, почему политика Трампа в отношении Кремля сейчас жестче, чем при Обаме, несмотря на первоначальные настроения Трампа. Несомненно, Дональд Трамп симпатизирует Владимиру Путину, и это было заметно, когда они встречались летом на саммите G20. Но американская политика сильнее личных симпатий.
Стивен Бэннон хотел иметь дружественные отношения с Москвой, несмотря на агрессию России. Но уже месяц он не является старшим советником Трампа – ушел с поста по причине разногласий в Белом доме.
Что касается Макмастера и Тиллерсона, то они поддерживает правильную и жесткую политику в отношении кремлевской агрессии. Также я слышал, что генерал Джон Кэлли (глава аппарата Белого дома и экс-министр внутренней безопасности США) пользуется особым авторитетом у Дональда Трампа."
Джон Хербст, экс-посол США в Украине в 2003-2006 гг., дипломат с тридцатилетним стажем, с 2015 года - директор Евразийского центра при Атлантическом совете США, эксперт по отношениям с СССР и постсоветскими странами
Eugene Platon