В среду 4 октября Верховная Рада вместо одного загадочного и нашумевшего документа увидела сразу три. Два из них, как и ожидалось, от президента Петра Порошенко, третий – от депутатской группы «Самопомочи». Все три законопроекта посвящены судьбе Донбасса и отчасти Крыма. Рассмотрим главные пункты каждого из законопроектов.
Проект закона №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» - самый интригующий. Потому что президентский. А еще потому, что его подготовка проходила за семью замками – втайне от общественности.
- Проект закона расставляет акценты: Российская Федерация – государство-агрессор, которое оккупировало территории Луганской и Донецкой областей при помощи российских вооруженных сил и других военных формирований. По мнению первого вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко, факт признания России страной-агрессором усилит переговорную позицию Киева относительно невключения представителей РФ в миротворческую миссию ООН.
Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Георгий Тука считает, что данная норма –лишь политическое заявление международного уровня.
«Этот месседж направлен наружу, мы все, граждане Украины, и так прекрасно подсознательно признавали, что это оккупация, а Россия агрессор. Если брать во внимание декларативный характер заявлений, то, с моей точки зрения, это чисто политическое заявление. Это политическая составляющая этого законопроекта. Она имеет право на существование. Отвечает ли она общемировой практике, поможет ли она нам отстаивать наши позиции во время международных исков против России, я не знаю», – высказал мнение Тука.
- Также вводится понятие оккупационной администрации. По мнению украинских политиков, это лишит российских оппонентов лишней возможности говорить о том, что они не могут влиять на процессы в Донецке и Луганске только потому, что их там нет.
- Закон на всякий случай подчеркивает, что Россия не имеет на временно оккупированной территории никаких территориальных прав. Они остаются за громадами и государством Украина и законными владельцами земельных участков и имущества на этих территориях вне зависимости от того, выехали они или остались. Стоит отметить, что о судьбе и статусе Крыме в большинстве случаев документ умалчивает. В законопроекте лишь указано, что он не вступает в противоречие с правом Украины на возвращение оккупированных Россией территорий полуострова и Севастополя.
- Сдерживать и давать отпор российской агрессии, согласно законопроекту, будет Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Он должен взять шефство над ВСУ, военными формированиями, Министерством внутренних дел Украины, Национальной полицией Украины и центральным органом исполнительной власти, который занимается гражданской защитой населения от агрессии.
Эту норму положительно оценивает Георгий Тука.
«Это, с моей точки зрения, целесообразное решение. Этот тезис остался неприкосновенным с момента первого варианта законопроекта, который был представлен в Совбезе. Я поддерживаю это. На сегодня АТО руководят представители СБУ. В то же время, надо понимать, что специалисты СБУ учились и всю жизнь профессионально выполняли обязанности, которые не соответствуют нынешним реалиям. Они не могут, и это совершенно понятно, руководить военными операциями. Поэтому, мне кажется логичным, что эти действия, переведенные на профессиональных военнослужащих», – сказал он в эфире телеканала «112.Украина».
В то же время вице-спикер Оксана Сыроид ранее заявила, что видит в данной норме, как и в законе в целом возможность для злоупотребления властью в стране.
- Законопроект повторяет за Конституцией норму о том, что президент по согласованию с парламентом может объявить военное положение в стране.
- Основанием для сдерживания и отпора российской агрессии на Донбассе, а также восстановления территориальной целостности Украины является национальное законодательство и статья 51 Устава ООН. Эта норма гласит, что государство-член ООН имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону. То есть на смену Антитеррористической операции пришла самооборона Украины.
- Вооруженные силы Украины и боевая техника могут применяться в мирное время для реализации мер по обеспечению суверенитета страны.
- Выполнение блока по безопасности, прописанного в Минских соглашениях, законопроект ставит во главу угла. Три документа, подписанные в столице Беларуси являются приоритетными в вопросе урегулирования ситуации на Донбассе. Речь идет о Минском протоколе от 5 сентября 2014 года, Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года и «Комплексе мер» от 12 февраля 2015 года.
Недовольство этой нормой высказал народный депутат Мустафа Найем.
«Этим пунктом мы впервые вводим в украинское правовое поле минские договоренности, которые не являются источником права, поскольку не подписывались субъектами международного права и не были ратифицированы украинским парламентом. До этого минские договоренности упоминались лишь однажды, косвенно и лишь в рамках постановления о парламентских слушаниях», – написал нардеп на странице в Facebook.
Он предполагает, что выполнение одной части этих договоренностей, автоматически накладывает на Украину обязательство выполнять и оставшиеся пункты протоколов, такие как проведение выборов до установления контроля над украинско-российской границей.
Найем сообщил, что будет вносить поправку об изъятии этого пункта из текста документа между первым и вторым чтением.
В то же время министр по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Вадим Черныш считает Минские договорённости не простым документом, а как раз-таки обязательным к выполнению ради международной безопасности.
«План президента Порошенко так и называется приложение к Резолюции совета безопасности ООН 2202, которой как раз признано, что такой порядок мирного урегулирования возможен в Украине. Это не просто какой-то документ, как многие говорят. Все говорят: документ не имеет статуса, его подписал неизвестно кто… Мы говорим не о каком-то там документе, мы говорим о решении Совета безопасности ООН. Украина, будучи членом ООН, подписала Устав ООН, в котором написано, что страны для достижения международной безопасности обязуются его выполнять. Это международный договор? Без сомнения», – сказал Черныш.
- В документе говорится, что Украина не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации на оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
Следующий законопроект, внесенный Петром Порошенко, посвящен особому статусу Донбасса. Документ предлагает продлить особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) на год. Об этом говорится в проекте закона «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». То есть в Раду внесен новый документ. Он, к слову, содержит в себе важную деталь – предпосылки для введения на территорию Донецкой и Луганской областей миротворцев ООН.
Проект закона говорит о том, что Верховная Рада, помимо прочего, создает необходимые условия для развертывания в отдельных районах Донецкой и Луганской областей миротворческой операции ООН.
Вице-спикер Оксана Сыроид и народные депутаты от фракции «Самопомич» зарегистрировали альтернативный законопроект (№7163-1). Закон носит почти идентичное название, однако в отличие от президентского не конкретизирует в заголовке, какие территории временно оккупированы: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями». В документе речь идет также и о Крымском полуострове. Проект закона содержит довольно жесткий политический блок.
- Украинским органам власти запрещено назначать и проводить выборы на неподконтрольной части Донбасса и в аннексированном Крыму. Согласно законопроекту, это возможно только после деоккупации территории. Этапы деоккупации:
- освобождение временно территории или ее части от оккупации;
- военное положение на этой территории;
- восстановление деятельности местных государственных администраций и других органов на освобожденной территории;
- восстановление местного самоуправления и органов Автономной Республики Крым, проведение референдумов и общегосударственных выборов на освобожденной территории.
- В течение двух дней после деоккупации на освобожденных территориях СНБО подает президенту предложение о введении военного положения на срок не меньше 1 года. «Президент Украины немедленно издает указ о введении военного положения на освобожденной от оккупации территории и немедленно обращается к Верховной Раде о его утверждении», – отмечается в законопроекте.
- Документ предусматривает запрет на проведение выборов в период с двух до шести лет в зависимости от того, кого предстоит выбирать жителям освобожденных территорий.
Негативно в адрес всех трех законопроектов высказались вслед за Кремлем и пророссийские марионетки «Оппозиционный блок». Сопредседатель фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко считает, что документы, внесенные в Раду, противоречат Минским соглашениям. Он предположил, что его фракция может проголосовать за закон об особом статусе Донбасса, потому что он позволит ввести миротворческую миссию ООН.
5 октября заседание было сорвано по словам Турчинова “агентами Кремля”.