Если вы еще не в курсе, в России, некогда гордившейся полетом Гагарина (хотя и тут гордиться особо нечем - см. мою статью «Космический позор» в №991), теперь с экранов телевизоров рассказывают населению, что Земля плоская. Пока еще, правда, эта концепция не включена в школьные учебники - хотя при таких министрах культуры и образования, как лишнехромосомный Мединский и богоносная Васильева, и это было бы неудивительно; заодно и Рогозину было бы чем оправдаться за регулярные космические провалы. Но понятно, что пропагандистский канал Рен-ТВ (который, как и созвучный ему НТВ, некогда был одним из самых либеральных, а ныне один из самых густопсовых) ничего без одобрения «где надо» в эфир не дает, и премия «Тэффи», полученная автором соответствующей передачи в номинации «Просветительская программа»(!) - наглядное тому подтверждение. Ну то есть формально «Тэффи» дали не за это, а за милитаристскую пропаганду в другой программе, но мы же прекрасно понимаем, что было бы с человеком, выставившим страну на позорище, по первому недовольному движению начальственной брови. Значит - довольны и санкционировали.
И это, конечно, не может не радовать. Всегда приятно, когда твои враги - идиоты. И речь не только о рядовых обыватниках, простите за неологизм. Те дегенераты наверху, которые все это санкционируют, на самом деле не умнее. Они, конечно, считают, что тупицами и невеждами легче управлять. Что те, кто в XXI веке способен поверить в плоскую Землю и всемирный заговор, скрывающий от людей эту «правду» (притом, что каждый может своими глазами убедиться, как скрываются и появляются объекты из-за горизонта, не говоря уже о том, чтобы взять билет на самолет!), поверят и в распятых мальчиков, и в «бендеровских фашистов», и в отсутствие русских войск в Украине, и во множество не менее занимательных вещей. Но на самом деле ставка на идиотов всегда заведомо проигрышна. Идиот - он на то и идиот (и невежда), что ничего не в состоянии делать хорошо, в том числе и то, чего бы власть от него хотела. Конечно, низкое качество можно компенсировать количеством пушечного мяса, но лишь до поры до времени и не в стране, где смертность все больше превосходит рождаемость. Это было верно даже в средневековье, и уж тем более это верно сейчас, когда успех в технологической гонке решает почти все, а темпы прогресса все более увеличиваются.
Кроме того, дебилизация работает в обе стороны. Если в путинской камарилье когда-нибудь и были умные люди, то их оттуда давно вымело естественным отбором. «Системе не нужны умные - системе нужны верные». А чем тупее, тем вернее; самое, наверное, краткое определение разума - это «способность сомневаться». И дело не только в том, что именно тупые, неграмотные и нерассуждающие, не раздражающие начальство своим интеллектуальным превосходством, получают в такой системе наилучшие карьерные перспективы и сами вскоре становятся теми, кто принимает решения (что с особой наглядностью проявилось и в советской, и в нынешней России). Но и те во власти, кто все еще считают себя сильно умными, высокомерно посмеиваясь над тупым быдлом внизу, не понимают, что принимают решения на основе информации, поставляемой этим самым быдлом. Заинтересованным не в правде, а лишь в том, как угодить начальству, а нередко еще и искренне верящим в спущенные сверху мифы. В итоге система начинает питаться своим собственным дерьмом. И это притом, замечу, что естественная саморегуляция, обеспечивающая устойчивость демократий (да и вообще любых нормальных систем в природе и технике), в диктатурах отсутствует как класс. Диктатура может работать только в условиях ручного управления, когда о том, чтобы оборудовать детскую площадку во дворе дома №8 по Нижней Суходрищевке, должен распорядиться лично Путин или, на худой конец, назначенный лично им и подотчетный только ему губернатор. Потому что если сегодня ты позволишь жителям самостоятельно организоваться для решения судьбы детской площадки, завтра они войдут во вкус и устроят несанкционированный митинг, а послезавтра - вообще Майдан. Потому что даже самые аполитичные из них могут начать задаваться вопросом: «Если мы можем сами решить свои проблемы, зачем нам тогда начальство? И куда, кстати, уходят наши деньги налогоплательщиков, и почему расходные статьи бюджета засекречивают от тех, кто его наполняет?» (Так, доля секретных расходов на безопасность в бюджете РФ на 2018 запланирована на рекордном уровне 38,3%. Военные расходы остаются засекреченными на две трети, расходы на ФСБ и ФСО - на 99,8%, но пограничников - на 100% (готовятся опустить железный занавес?), и даже, представьте себе, в ассигнованиях на здравоохранение и образование предусмотрены секретные статьи, в т.ч. 4% расходов на вузы и 6% - на детские сады! На детские сады, Карл! Дошкольников будут тайно учить, что Земля плоская? Впрочем, скорее доносить на собственных родителей, как уже торжественно пообещала под телекамеры председателю Следственного комитета РФ Бастрыкину маленькая петербургская девочка Диана.)
Соответственно, тирании не могут опираться на здоровых, сильных и успешных, даже если застроят все площади статуями мускулистых героев. Тирании могут опираться только на слабых, убогих и беспомощных, живущих в вечном страхе, дерьме и нищете, для которых каждая копеечка, брошенная царем или боярином - великая милость, вызывающая в ответ искреннюю благодарность («а ведь мог бы и бритвой полоснуть!») и которые без этой милости сами не выживут.
Но раз так, раз тирания может управляться только в ручном режиме сверху - это значит, что на правителя и его окружение накладывается куда более тяжелая ответственность, чем в демократиях. Это в Америке можно сначала выбрать Трампа, а потом вцепиться в него обеими палатами и обеими партиями (не говоря уже о массмедиа) и потащить совсем не в ту сторону, куда он собирался. Прочь от путинских объятий и курса на самоизоляцию страны. А тиран не имеет права на ошибку, ибо поправить его некому. Таким образом, чтобы система реально работала и выдерживала конкуренцию на мировой арене, тиран и его правительство должны не в льстивых одах, а на самом деле быть гениями, причем получающими максимально точную и полную информацию, без которой даже гений не сможет принять правильное решение. На самом же деле - см. выше: все происходит с точностью до наоборот.
Поэтому в перспективе диктатура всегда обречена. Она несет неразрешимое противоречие в своей внутренней сути. В тех исключительно редких случаях, когда диктаторские полномочия получает человек действительно умный и порядочный, чья цель - не личная власть и деньги, а вывод страны из кризиса, он, выполнив свою миссию, уходит сам, как это сделал Пиночет. В остальных случаях происходит революция. Либо система находит в себе силы реформироваться изнутри, постепенно трансформируясь в более свободное общество, как это, пусть с большими оговорками, происходит в Китае. Либо же страна превращается в перманентное failed state, где сегодняшние капитаны свергают вчерашних полковников, чтобы завтра быть застреленными своими лейтенантами, как в Африке и прочих худших местах третьего мира.
Россия - это тоже failed state (и более того, как я уже писал - failed people, поголовье, не сумевшее - не захотевшее! - стать народом). Просто это очень большое failed state, и поэтому его агония тянется уже целое столетие. Но даже туша бронтозавра когда-нибудь разложится окончательно, и теперь мы уже наблюдаем финальный этап. До плоской Земли там не договаривались ни при царе, ни при большевиках. Уровень милитаристской истерии, направленной на детей, тоже превысил уже даже сталинский.
Невежественные идиоты и зомбированные дети - это последний ресурс «русского мира». По экрану еще не идут титры, но финальная музыка уже звучит.