...то, что революция 17 октября, мягко скажем, перешла в латентную форму, не вызывает ни радости, ни отчаяния... Таков исход событий был предрешен...
-------------------------------------------------------------------------------
Будем считать, что в очередной раз была подтверждена конституционная норма о свободе собраний. Подобные пробы пера за годы независимости проходили не раз. Бывало, власти пытались перекрыть клапан, и тогда крышку котла срывало. Чаще пар уходил в гудок.
Это не значит, что все было бесполезно. Власть, действительно, переволновалась, если это правда, что от Авакова требовали силового разгона палаточного лагеря.
Активисты прошли тренинг.
Стало понятно, чего стоят союзники. Только Тягныбок и компания могли собрать 20 тысяч активистов (как на марш на Покрову), но не смогли. Или не захотели. Батькивщина могла бы прислать из областей тысяч 20, но тоже воздержались. Никому не хочется похмелья на чужом пиру.
Дело не в плохом народе, который не пришел. Партии не поддержали. Если кто помнит, 24 ноября 2013 года первый многочисленный Европейский марш собрали оппозиционные партии - 80 тысяч человек по самым скромным прикидкам. Народ может подтянуться, только если акция будет стотысячной. Такой уж он, народ.
Лозунг о Великой политической реформе не мог всколыхнуть массы. Потому что он ни в какой степени не касается их повседневной жизни. Все эти реформы из сферы организационной (как любили говорить в советские времена) работы. И отмена неприкосновенности, и открытые списки, и антикоррупционный суд - это какие-то межпартийные терки и жизнь украинца в быстрой перспективе не улучшат, свободнее его не сделают, Донбасс и Крым не вернут.
На миллионные майданы украинцев всегда гнал исключительно ментальный страх - что может случиться нечто непоправимое.
В первом случае - продолжение десятилетия правления всем изрядно надоевшей команды Кучмы-Медведчука, отягощенное президентством донецкого бандита Януковича.
Во втором - страх перед возвращением в империю с ее бурятами, чукчами, Северным Кавказом и Крайним севером и окончательным прощанием со светлой мечтой о свободной и сытой Европе.
Сейчас такого ментального страха у народа нет. Прихода диктатуры пока никто не боится. Предпосылки и желания, возможно, есть, но реальных возможностей у власти нет.
Еще одно: у протеста под ВР нет и не было вождя. Сколько бы мы не доказывали, что и на Евромайдане вождей не было, стоит вспомнить, чьего выступления с крыши автобуса ждал миллион украинцев 1 декабря. И все прекрасно чувствовали субординацию - первый номер -Яценюк, второй -Кличко, третий -Тягныбок.
В нынешней тусовке у ВР каждый партийный вождь ревниво наблюдал за остальными, и все вместе - за Саакашвили. Тем более, что он вел свою игру без согласования планов с другими вождями.
И, наконец, что должны знать организаторы майданов: Майдан станет народным не тогда, когда на него придет много народу. А тогда, когда его поддержат моральные авторитеты - отцы церкви, известные артисты, писатели, философы, диссиденты советского времени. Народ очень чувствителен к этому маркеру.
Вот, пожалуй и все. Хотя все возможно...
Евгений Якунов