С момента съемок фильма Алексея Коренева «Большая перемена» прошло уже 45 лет, но он до сих пор не теряет популярности и заслуженно считается классикой советского кинематографа. Сегодня сложно представить себе в главных ролях других актеров, а ведь практически всех персонажей изначально должны были играть не те, кого зрители увидели на экранах. А сам процесс съемок проходил с большими сложностями.
Литературной основой сюжета стала повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», опубликованная еще в 1960-х гг. Историю об учителе истории в школе рабочей молодежи автор взял из собственной жизни, хотя далеко не все моменты были автобиографичными: «Книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно...».
Спустя 10 лет эту повесть решили экранизировать на «Мосфильме». Правда, сценарий существенно отличался от литературной основы. Автор книги был очень удивлен, когда узнал, что по его произведению собираются снимать комедию, к тому же многие персонажи были изменены, а некоторые – вымышлены. В книге Ганжа был эпизодическим персонажем, появляющимся лишь один раз, не существовало любовного треугольника Полина – Нестор – Федоскин, не было героев Савелия Крамарова и Ирина Азер. Но, несмотря на опасения писателя, результат получился блестящим.
Прежде чем приступить к съемкам, режиссеру Алексею Кореневу пришлось преодолеть множество препятствий. Картина была на грани закрытия еще до начала производства. В начале 1972 г. в газете опубликовали заметку о съемках комедии под названием «Приключения школьного учителя». Тут же в министерство стали поступать звонки и письма от возмущенных сотрудников сферы образования: мол, эта профессия настолько серьезна и тяжела, а тут – комедия! Педагогика и приключения – вещи несовместимые! Это же просто издевательство над учителями и школой! Поэтому название фильма пришлось изменить. Так родилась «Большая перемена».
В роли учителя истории Нестора Петровича изначально должен был сниматься Андрей Мягков, однако актер поставил условие: он будет участвовать только в том случае, если на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны утвердят его жену, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер отказал ей в этой роли, и Мягков ушел из картины. Тогда роль Нестора Петровича предложили Михаилу Кононову. Он не горел желанием сниматься в комедии о школьной жизни и не верил в успех этого фильма. Долгое время актер не соглашался, но в конце концов поддался на уговоры. Однако на этом проблемы не закончились.
С самого начала съемок у Михаила Кононова не заладились отношения с режиссером. Он отказывался выполнять его требования и однажды даже со скандалом покинул съемочную площадку. Чтобы продолжить работу, актеру пришлось объявить выговор. Дочь режиссера Елена Коренева рассказывала: «Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм».
Противился указаниям режиссера и Александр Збруев: он наотрез отказался надевать робу, не слушая доводы о том, что рабочий не может разгуливать по заводу в замшевой куртке. Однако такие эпизоды все же были исключением из правил – позже актеры рассказывали, что картина получилась такой светлой, потому что на съемочной площадке царила дружеская атмосфера и взаимопонимание. Актриса Нина Маслова вспоминала: «Компания у нас собралась потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли».
На роль Ганжи пробы проходили Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался участвовать в съемках и попросил свою жену Светлану Крючкову отвезти сценарий на киностудию. Там ее увидел режиссер и пригласил на репетицию. Так на роль Нелли Ледневой нашли актрису.
Режиссер планировал снять в этом фильме свою младшую дочь, Елену Кореневу, однако и этим планам не суждено было осуществиться. Позже актриса рассказывала: «Папа пробовал меня на роль Люськи – ветреной подружки танцора Генки Ляпишева. Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его».
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/031117/36542/