Часто попадаю в ситуации, когда становлюсь свидетелем обычных разговоров украинцев на разные общественно-политические темы. И ловлю обычно в такие моменты каждое слово и эмоции, а поскольку эмпатия - это моя сильная сторона, то в совокупности это позволяет не только услышать, но и прочувствовать собеседников. В общем, сложить букет разговора.
Так вот, сегодня застала разговор двух дам предпенсионного возраста. Обе интеллигентного вида и видно, что образованные.
Они обсуждали тему России и Украины. И одна говорила с лёгкостей грустью в голосе, как русские с такой исторической миссией, как победа во Второй Мировой войне, докатились до такого уровня, как сейчас. Что народ с таким потенциалом и так растрачивает себя на военные конфликты, на агрессию и даже на расизм.
Расизм они употребляли в смысле не столько неуважения к другим расам, сколько вообще неуважения к другим народам и собственно ко всему миру.
Я мысленно тогда задумалась над тем, что в современном значении слово "расизм", конечно расширило свою смысловую коннотацию и уже обозначает не только отношение к определенным расам, но неуважение просто человеческом смысле, неуважение к Другому, не такому, как ты.
Вторая согласилась со своей подругой, они перешли на другую тему, обыденную, а я внутренне отметила для себя, что интонационно и эмоционально в отношении к русским не осталось уже ни боли, ни агрессии, как к людям, которые одобрили акт агрессии в отношении Украины, а просто такая, знаете, светлая грусть. Как что-то, что уже мысленно отодвинулось и уже не воспринимается как то, что болит.
Я понимаю, что у разных людей сейчас разные стадии, но для меня стало показательным именно то, что старшее поколение, выросшее в Советском Союзе, уже начинает прорабатывать в себе то, что в психологии называется "незакрытый гештальт".
Это так, на заметку тем, кто в России все ещё пытается спровоцировать некую ответную эмоциональную реакцию украинцев на происходящее сегодня между странами.
Всего полгода назад многие говорили о том, что молодые украинцы прошли этот этап, и Россию отрезало в информационном плане, теперь, как видите, и часть старшего поколения тоже успешно преодолело этот кризис, а им ведь гораздо тяжелее.
Это очень показательно и обнадёживает.