Доброе слово и кошке приятно, но с другой стороны стихами жив не будешь. Эти тезисы прекрасно описывают взаимоотношения Украины и Организации Объединенных Наций. Так позавчера Мониторинговая миссия ООН заявила об отсутствии ясности в правовой основе относительно защиты прав и свобод человека в проекте закона о реинтеграции Донбасса. Об этом на пресс-конференции заявила председатель Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер. Мы сейчас оставим за скобками тот факт, что защитить права человека на оккупированных Россией территориях Украина физически не может, да и ООН судя по всему тоже способна лишь на выражения глубокой озабоченности. Про свободы речь вообще не идет. Дело, как обычно, в деньгах. Которых у всех меньше, чем необходимо на добрые дела.
По словам влиятельного чиновника из ООН, наша страна должна сосредоточиться на заботе о жителях оккупированных территорий, чтобы цитирую «заложить фундамент в будущий мир и согласие в Украине». Про деоккупацию речь не идет – нужно заложить фундамент. То есть управляют всеми процессами там российские оккупационные администрации, неумело прячущиеся за вывески «народных советов» ДНР и ЛНР. Закон там – российские войска и перешедшие на их сторону местные боевики. Из-за линии разграничения на освобожденную территорию Украины регулярно прилетают мины и снаряды. Отжатые предприятия взял под контроль Курченко и торгует украинским углем и металлом через Южную Осетию на благо российского бюджета и местных боевиков. Это реальность.
А вот снабжение территорий, по мнению ООН, должна взять на себя Украина? Может, нам и боевиков взять на довольствие? Пусть присылают списки личного состава, Минобороны будет начислять зарплаты. Это будет самая надежная «закладка фундамента» в «будущий мир и согласие» с попутным преодолением «языка вражды». Полагаю, всем понятно, зачем нам в срочном порядке необходим закон о признании территорий оккупированными, согласно устава ООН?
А теперь перейдем от обсуждения глубокой озабоченности миссии ООН к реальным деньгам, интересам и нагрузке, которую кто-то должен нести. Это заявление вышло 12 декабря, а за несколько дней до этого (6 декабря – если быть точным) всемирная продовольственная программа (ВПП), которая является структурным подразделением ООН приняла решение прекратить предоставление продовольствия и другой гуманитарной помощи пострадавшим в результате войны на Донбассе. По словам представителя организации, причиной такого решения стала нехватка финансирования ВПП. Отмечается, что в последнее время из-за проблем со средствами для организации становилось все сложнее продолжать реализовывать свои программы в Украине.
Нельзя сказать, что нас совсем бросают. В ВПП заверили, что будут продолжать следить за ситуацией в стране. Улавливаете нюансы? Поддерживать продовольствием и гуманитарной помощью они оккупированные Россией украинские территории не будут – не хватает денег. Заставить Россию убраться из Донбасса они тоже не могут. Но будут продолжать следить за ситуацией в стране. И советовать нам взять на себя все расходы, чтобы заложить фундамент мира и согласия. Как в старом анекдоте, когда деньгами тебе помогать никто не собирается, но дадут хороший совет, потому что у нас не страна денег, а страна советов. Было бы очень смешно, если бы не было так поучительно.
Даже в состоянии тлеющего конфликта с агрессором наши проблемы не очень интересны международным организациям. Помогать они не будут, максимум что могут сделать – следить за ситуацией. То есть советовать нам, как нужно поступать в трудной ситуации. Очевидно, что толпа мигрантов ежедневно не прорывается в Евросоюз с территории Украины, то есть хлопот мы не доставляем. Ну и зачем тратить на нас деньги? Подчеркиваю, это происходит уже сейчас, когда война по факту продолжается. А когда наступит мир или что-то на него похожее нас забудут вместе с разоренными территориями, разрушенной инфраструктурой и на грани экологической катастрофы. Выбить из России достойную контрибуцию в обозримом будущем маловероятно, своих денег у Украины не слишком много, а добрые люди из международных организаций отчаливают уже сейчас.
Вывод на поверхности. Украина должна в ближайшее время принять закон об оккупированных территориях и стране-агрессоре. Именно агрессор несет полную ответственность за снабжение оккупированных территорий – пусть ему Мониторинговая миссия ООН выражает глубокую озабоченность и дает советы по закладке разного рода фундамента. Пусть эти разграбленные территории в качестве чемодана без ручки станут настолько тяжелой ношей для оккупанта, чтобы он мечтал уйти оттуда как можно скорее на любых условиях. И тогда мы готовы обсудить условия возвращение ОРДЛО в наше экономическое и социальное поле. При поддержке влиятельных мировых организаций и отдельных государств-партнеров. С четко прописанным порядком финансирования восстановления региона после войны, суммами и обязательствами. А мы будем считать и в случае несогласия выражать глубокую озабоченность недостаточной прочностью фундамента. Можем показать Будапештский меморандум, если кому интересно. И прочие международные документы, гарантирующие общую систему безопасности в Европе…
Кирилл Сазонов