Очень скоро люди по всему миру досчитают до десяти, поцелуют любимого человека (или случайного встречного) и отметят наступление Нового года открытием бутылки шампанского. Но как получилось, что в 11:59 ночи каждое 31 декабря столько людей берут в руки бокалы с шампанским? Ответ кроется в смеси религии, роялти и хорошего маркетинга.
В конце V века король Хлодвиг, первый монарх, объединивший все французские племена, обратился в католичество по настоянию своей жены Клотильды. Его крещение на Рождество прошло в церкви в Реймсе, - что, как вы уже догадались, находится в регионе Шампань. Епископ, который крестил короля, использовал во время церемонии местное шампанское, что придало вину определенное святое значение. Скорее всего, вино, используемое во время крещения Хлодвига, не было игристым – лишь тысячу лет спустя виноделы начали производить игристые вина намеренно.
Любители вина в эпоху Хлодвига считали выделение пузырьков газа признаком плохого качества. Позже английский ученый Кристофер Меррет изобрел технику производства игристого вина. Меррет на 20 лет опередил бенедиктинского французского монаха Дома Пьера Периньона, представившего свою работу о газированных напитках Лондонскому Королевскому обществу в 1662 году.
Игристое вино набирало популярность, особенно среди королевских семей и аристократов. Одна из распространенных проблем, однако, заключалась в том, что бутылки с шампанским часто взрывались. В то время стекло было недостаточно прочным, чтобы сдерживать давление. Но создание более прочного угольного стекла в Англии и последующее использование его компанией Perignon открыло новое возможности для хранения ставшего столь популярным напитка.
Еще одно вмешательство французской королевской семьи закрепило права Шампани на производство игристого вина. В 1728 году известный любитель шампанского король Людовик XV постановил, что только вина из Шампани можно перевозить в бутылках. Это означало, что богатым семьям приходилось покупать вино у Шампани. Вскоре огромную известность получили такие производители шампанского, как Moët & Chandon, и, утвердив свой статус, продолжали совершенствовать свои технологии виноделия.
Наконец, тщательно продуманная рекламная кампания помогла шампанскому укрепиться в статусе праздничного напитка. Как указывает Коллин Гай в книге «Когда шампанское стало французским», реклама в газетах, особенно приуроченная к таким праздникам, как Рождество и Новый год, закрепила связь шампанского с семейными торжествами.
Открывая бутылку шампанского, вспомните средневекового французского короля, британского ученого, монаха-бенедиктинца и маркетологов 19-го века. А потом найдите незнакомца, которого можно будет поцеловать.