Польская или английская, или.....?
Потому что ответ на этот вопрос есть.
Никак не измерить! Ни рейтингами, ни показателями. Потому что можно сравнивать лишь подобное с подобным. Например, две области в одной стране. Просто все страны разные.
Если интересно, то по-подробнее так.
1. Лаконичного ответа, типа 2х2=4 или "тройка-семерка-туз", или Польское... -Британское... теперь нет. Глобальный мир всё перепутал.
2. Среднее образование К-12 везде в мире слабое и все стремятся его безуспешно реформировать.
А вот Высшее образование... - тут надо знать подробности.
Например, инженеров лучше готовят в Германии, бизнесменов – в Америке, юристов – в Англии, медиков – в Канаде и Израиле, архитекторов и Art – в Австралии... И так далее. И это желательно знать, прежде чем куда-то ехать и поступать.
Просто же сказать, что в такой-то стране образование лучше, чем в другой, - это «0» бит информации.
3. Сейчас мало кто замечает, что старые (напр. британские) бренды уступают лидерство новым образовательным брендам. Новые прекрасные вузы теперь есть в Китае, Австралии и даже во Вьетнаме. Скажу так: самый лучший наш вуз университет им. Шевченко раз в 10 слабее лучшего университета во Вьетнаме.
4. Что имеется в виду: Какая страна лучше?... Или где у студента больше перспектив? Потому что польский студент, обучившийся в Англии, будет иметь там немного перспектив. И это зависит не от качества вуза или даже способностей студента. А от социальной среды.
5. Теперь главное. По странам ситуация такая. Каждая страна провозглашает свои цели – зачем ей нужно хорошее образование для студентов и что она под этим подразумевает.
- Например, целью повышения качества образования в Америке является то, чтобы Америка была первой в мире во всех сферах деятельности. И они этого во многом достигают.
- Целью повышения качества образования в Англии является то, чтобы со всего мира к ним приезжали на их бренды и оставляли в британской казне 50 млрд фунтов. Это солидная часть их бюджета, и когда недавно цифра образовательного туризма просела, они сильно обеспокоились.
- Целью реформирования системы образования Сингапура (и Финляндии) является то, чтобы их система стала лучшей в мире.
- Целью реформирования системы образования Польши является стремление выровняться со всей Европой и её стандартами. Это нужно для перемещения рабочей силы и для освоения огромных образовательных грантов.
- Вы спросите, а какова цель реформирования системы образования в Украине? Этой целью по факту является стремление к тому, чтобы все ученики сдали ЗНО.
Вот из этих факторов можно исходить. Каждая страна достигает тех целей, которые она ставит.
6. Если, как многие считают, главный показатель – трудоустройство после вуза, то собрать такую статистику пытались много раз, но она всегда рассыпается о множество субъективных факторов. Когда ничего нельзя сравнить, чтобы делать серьезные выводы.
7. Кстати, карьера уже не является первостепенным вожделенным фактором.
Молодые люди теперь рассматривают ещё и такие цели, как свободное время, счастье, самореализация...
8. Поэтому мир переходит в образовании на специальные образовательные платформы (а не страны-школы-вузы), и индивидуальные траектории каждого ученика или студента.
Теперь будут соревноваться не страны, а платформы. Ну, как соревнуются Apple и Samsung, а не их страны. Или как авиакомпании, а не отдельные самолеты.
В любом случае, прогресс в мировом образовании очевиден.
Владимир Спиваковский