Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославич. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после — ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений. Князь, прозванный в народе Красное Солнышко, стал излюбленным персонажем многочисленных былин так называемого киевского цикла.
Владимир родился около 960 г. Он был бастардом, внебрачным сыном Святослава Игоревича и Ольгиной ключницы Малуши. В «Повести временных лет» отцом Малуши и её брата Добрынн называют Малка Любечанина, вельможу из Любеча. По другой версии, Малуша была княжной, дочерью древлянского князя Мала. Кое-кто, опираясь на эпитет «робичич», которым презрительно «наградила» Владимира гордая княжна Рогнида, считает Малушу обычной служанкой и даже рабыней.
Конечно, происхождение Владимира не могло не наложить определенный отпечаток на характер будущего князя и его поведение в начале карьеры. По велению отца, который после смерти княгини Ольги в 969 г. передал управление государством своим сыновьям, Владимир сел в Новгороде Великом. С ним на север отправился и его дядя и воспитатель Добрыня, фактически управлявший новгородскими землями от лица малолетнего' племянника.
Неожиданная смерть Святослава в 972 г. автоматически сделала великим князем Ярополка Святославича, сидевшего в Киеве, Владимир же остался в своих владениях. Несколько лет прошли относительно спокойно, пока в 975 г. не вспыхнула усобица между Ярополком и Олегрм, спровоцированная воеводой Ярополка Свинельдом. В ходе конфликта Олег был убит. Смерть брата, по словам летописца, напугала Владимира и тот вынужден был бежать за море, в Скандинавию, понимая, что открыто выстоять против Ярополка не сможет. Поддержки на Руси он не имел и единственное, на что мог рассчитывать, были варяжские наёмники.
В то же время позиция Ярополка была довольно прочной и стабильной. После бегства Владимира он посадил к Новгороде своего посадника и стал княжить самостоятельно. Будучи христианином, Ярополк опирался на прохристианскую прослойку древнерусского боярства и дружины. Удалось ему заручиться и поддержкой печенежского хана Илдея. Более того, даже языческая часть феодальной верхушки не хотела видеть на киевском столе Малушиного сына.
В 980 г. Владимир с варяжским войском, нанятым на деньги новгородских торговцев, возвращается в Новгород, изгоняет из него нового посадника и начинает готовиться к походу на Киев. Ярополка он предупреждает: «Володимер иде на тя, пристраивайся противу битися». Чтобы укрепить свое положение и заручиться поддержкой полоцкого князя Рогволода, Владимир посватался к его дочери Рогниде, но княжна в обидной форме отказала ему. Разгневанный князь неожиданно нападаех на Полоцк, убивает князя с сыновьями, а Рогниду насильно делает своей женой.
Вскоре войско Владимира подошло к столице Руси и остановилось на Дорогожичах. Теперь Владимир решил призвать на помощь хитрость и ко-варство. Он подкупил воеводу Ярополка Блуда и тот посоветовал своему князю бежать из Киева в небольшой городок Родень. Владимир без боя во-шел в Киев, а потом двинулся на Родень. И снова свое черное дело сделал Блуд: уговорив Ярополка сдаться и выйти к брату, он стал виновником его гибели от рук дружинников. Теперь никто не мешал Владимиру занять ки-евский стол, и в 980 г. он «нача княжити в Киеве един».
Новому князю досталось нелёгкое наследство: территория страны значительно сократилась (были утрачены вся степь и часть лесостепи); ухудшились отношения с Византией (позорный договор Святослава лишил Русь ряда преимуществ); даже сама целостность страны оказалась под угрозой (некоторые племена хотели отделиться от Киева). К этому прибавились ещё и проблемы с наемниками, которые стремились контролировать Владимира. Однако и молодой князь проявил незаурядные дипломатические способности: части воинов он пожаловал земельные владения и сделал их своими вассалами, оставшихся отправил на юг воевать с Византией.
. Незамедлительного решения требовал вопрос о границах Руси. В 981 г. Владимир отправляется в поход «к Ляхом», присоединяет Псремышль, Червей и «другие городы». 983-м годом летопись датирует сообщение о походе на ятвягов. Удачными были и походы князя на литву, радимичей, вятичей, булгар и хорватов. Все эти походы значительно усилили позиции Руси, определили границы государства, в которых оно просуществует на протяжении нескольких последующих столетий.
Не меньшего внимания требовало и строительство в Киеве, где князь начал возводить новую крепость — «город Владимира». Теперь детинец столицы занял почти всю Старокиевскую гору и достиг площади 10 га. Были возведены просторные деревянные здания и величественные каменные княжеские дворцы.
Закрепившись на великокняжеском престоле, Владимир развернул энергичную реформаторскую деятельность, направленную на укрепление Киевского государства. Важнейшей была административная реформа. Её суть состояла в ликвидации племенных княжений и превращении их в удельные владения. Русь была поделена на восемь таких владений: Новгородское, Полоцкое, Туровское, Ростовское, Муромское, Тмутараканское, Владимирское и Древлянское. Если ранее в племенных землях правили представители местных династий, то отныне князь стал назначать посадников из числа доверенных лиц или своих сыновей, которые, подрастая, помогали отцу управлять государством (только от семи официальных жен Владимир имел 12 сыновей). Эти правители непосредственно зависели от великого князя и выполняли его волю.
С административной была тесно связана и военная реформа. Ликвидировав вооруженные формирования местных князей, Владимир начал раздавать земли (при условии воинской службы их собственников) представителям разных слоев населения. Постепенно создавалась так называемая «младшая дружина», в дальнейшем ставшая главной опорой великого князя. Одновременно в пограничье начинается строительство маленьких городов-крепостей: «И рече Владимир: се не добро, еже мал город около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и но Трубежеви, и по Суле, и по Стугне». За короткое время строятся города Воень, Витачев, Белгород, ряд других укрепленных пунктов. Кроме городов, Владимир создает в Среднем Поднепровье принципиально новый тип укреплений — многокилометровые «Змеевы валы»: земляные насыпи, объединенные в девять оборонительных линий, которые стали довольно действенным средством защиты от кочевнической Степи.
Более всего прославился Владимир религиозной реформой. В начале правления он пытался создать в Киеве пантеон языческих богов, призванный объединить местные культы и превратить их в единую государственную религию. «...Постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главе его сребрену, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокош», — сообщает летопись. Однако желательных результатов это не принесло. Языческая религия родового строя так и не стала консолидирующим фактором в стране. Молодому феодальному государству более, чем какая-либо другая религия, подходило христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и повиновении и проповедью о непротивлении злу.
Летописец приводит красивую легенду о «выборе веры» киевским князем. Посланцы Владимира отправились «в Болгары», «в немцы» и «в греки». Возвратившись, они подробно рассказали князю об обрядах иудеев, мусульман и христиан. Особый восторг вызвала у них «греческая» служба: «...и не знали, на небесн ли есть были или на земли, несть бо на земли такого вида или красоты такоя».
Ускорили принятие Русью новой веры и политические события в Византии, где в 987 г. вспыхнуло восстание против соправителей Василия и Иоанна под предводительством полководца Варды Фокн. Императорский двор обратился к Владимиру за военной помощью. Последний согласился с условием, что императоры выдадут за него свою сестру Анну. Помощь Византии была оказана, но императоры не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир в 988 г. после продолжительной осады захватил Корсунь — крупнейший византийский город Северного Причерноморья, и вновь потребовал прибытия Анны. Императоры заметили, что брак невозможен до крещения Владимира, и князь пообещал принять новую веру. Он долго колебался, пока, как рассказывается в летописи, внезапно не заболели глаза. Лишь после этого Владимир наконец принял святое крещение (под именем Василия) и. удивительным образом «прозре».
Женившись на Анне, он возвратился на Русь, где сразу же начал насаждать христианство как официальную религию. Большинство населения не желало принимать новую веру по приказу князя, и Владимир вынужден был обратиться к принудительным мерам. Жителей столицы согнали к Днепру, где и происходило крещение. Накануне князь сурово предупредил киевлян: «Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Силой окрестили и Новгородцев. Местные жители говорили: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Разумеется, принудительное крещение не могло сразу сделать людей подлинными христианами. Формально поддерживая новую веру, они часто не желали отказываться и от старой, втайне молясь языческим богам. Такое двоеверие еще долго вызывало сетования и гнев священнослужителей.
После крещения Владимир велел строить христианские церкви во всех городах Руси: «повеле рубити церкви и поставляти по местом, иде же стоял ще кумир Перун и прочий, иде же творяху потребы князь и людье»; «Перуна же повеле привязати коневи к хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай»,
В 989 г. Владимир начинает строительство митрополичьего каменного храма — церкви Пресвятой Богородицы Десятинной, на которое была выделена десятая часть княжеских доходов. Под её сводами Владимир разместил привезенные им мощи Святого Климента, впоследствии в.Десятинной церкви был похоронен и сам князь. При храмах создавались школы, куда князь повелел отдавать детей представителей зажиточных слоев населения, «нарочитой чади», на «обучение книжное».
Трудно переоценить значение приобщения Руси к христианскому миру. Церковь быстро стала одной из важнейших общественно-политических сил Руси, по сути, частью самого государства. Она влияла на культуру, быт и мораль, стимулировала распространение письменности и создание летописей, способствовала развитию связей с другими христианскими странами.
Во второй половине правления Владимира Русь процветала, она достигла высокого уровня военного могущества, экономической стабильности, происходил культурный подъем. И только в княжеской семье не было согласия. В 1012 г. против отца восстал Святополк, княживший в Турове. Владимир быстро покончил с мятежом, а сына посадил в тюрьму. В 1014 г. отказался платить дань Киеву Ярослав, княжеский наместник в Новгороде. Разгневанный Владимир начинает подготовку к походу на Новгород, но 15 июля 1015 г. внезапно умирает в своей загородной резиденции в Берестово. Смерть великого князя привела к кровавой борьбе за власть между его сыновьями, победителем из которой вышел Ярослав.