21 января 1968 года холодная война стала значительно "холоднее". Именно в этот день американский бомбардировщик с четырьмя ядерными боеголовками на борту потерпел крушение в морских льдах Гренландии. Авария произошла в одном из самых холодных мест на Земле - фьорде Волфенхолм на северо-западе Гренландии.
Учитывая, что Гренландия является частью Королевства Дания - правительство страны было недовольно произошедшим.
Осложняло ситуацию и то, что крушение самолета с ядерными боеголовками произошло из-за человеческой ошибкой. 6 из 7 членов экипажа успели покинуть загоревшийся бомбардировщик, который упал всего в 7 километрах от американкой военной базы в Гренландии - Туле.
Остров Гренландия из-за своего особого географического положения - между Вашингтоном и Москвой - играл важную стратегическую роль. Американские военные даже пытались купить Гренландию у Дании в 1946 году. Однако. Королевство Дании ограничилось разрешением на строительство американской военной базы.
Крушение поставило под угрозу взаимоотношения между Данией и США, ведь с 1957 года, Дания запретила присутствие ядерного оружия на всех ее территориях. Крушение бомбардировщика с ядерными боеголовками в Туле доказало, что Соединенные Штаты регулярно перевозили ядерные бомбы через Данию, что и привело к радиоактивному загрязнению фьорда.
Из-за падения самолета и мощного пожара боеголовки частично выпустили свое радиоактивное содержимое. К счастью, взрыва так и не последовало.
Стоит отметить, что бомбардировщик переводил водородные бомбы - ядерное оружие второго поколения, которое было намного мощнее атомных бомб, сброшенных на Японию в 1945.
После крушения самолета Дания и США имели совершенно разные взгляды на устранение последствий радиоактивного загрязнения. США предлагали позволить радиоактивным обломкам самолета погрузить во фьорд и законсервироваться там, но Дания не допустила такой сценарий. В итоге, все обломки самолета и ядерных боеголовок были собраны американскими военными и перемещены в Соединенные Штаты вместе с зараженным радиацией льдом.
Операция по очистке Гренландии получила название "Хохлатый лед" - из-за крушения самолета фьорд начал таять и часть обломков опустилась на глубину более 240 метров.
Не стоит забывать и про особые погодные условия в Гренландии. Температура на фьорде достигала 24 градусов мороза, а ветер 130 километров в час.
Большинство частей самолета были обнаружены.Однако, ученые так и не нашли цилиндр вторичной ступени урана и дейтрид лития - компоненты ядерного топлива одной из бомб.
В 2003 году ученые-экологи из Дании вновь посетили место крушения самолета, чтобы оценить радиационную обстановку. Морская вода, водоросли, осадок на дне так и остались радиоактивны.