Сто великих украинцев — Дмитрий Вишневецкий

Сто великих украинцев — Дмитрий Вишневецкий

Украинский политический и военный деятель, один из организаторов запорожского казачества, первый казацкий гетман и основатель Запорожской Сечи.

Происходил из княжеского рода Вишневецких. Его предками были литовские князья Корибуты из династии Гедиминовичей, а прадедом по матери — знаменитый Волынский князь К. Острожский. За свою сравнительно недолгую жизнь Вишневецкий успел послужить и польскому королю, и турецкому султану, и русскому царю Ивану Грозному. Но больше всего Байда мечтал о свободе родного края.

В Царюроді на риночку ой п'є Байда мед-горілочку,

Ой п'є Байдаі— та не день, не два, не одну нічку та й не годиночку.

Цар турецький до нього присилає, Байду до себе підмовляє:

~ Ой тії Байдо, та славнесенький, будь мені лицар вірнесенький,

Візьми в мене царівночку, будеш паном на всю Вкраїночку!

— Твоя, царю, віра проклятая, твоя царівночка поганая!

Ой крикнув цар на свої га,йдуки: «Візьміть Байду добре в руки.

Візьміть його, повісьте, на гак ребром зачепіте!» .

Ой висить Байда та й киваєть ся, та й на свого джуру поглядаєть ся:

— Ой джуро мій молодесенький, подай мені лук та тугесенький,

Ой бачу я три голубочки, Хочу я убити для його дочки!

Ой як стрілив — царя вцілив, а царицю в потилицю,

Його доньку — в головоньку.

Эти Строки народной думы посвящены последним часам жизни выдающегося украинского военного деятеля, предводителя казачества Дмитрия Ивановича Вишневецкого, под именем Байды воспетого в украинском фольклоре. Почти все события, описанные в думе, действительно происходили в середине 1560-х годов в столице Турции Стамбуле — бывшем византийском Царьграде. Фантазия украинских кобзарей несколько приукрасила финал этой Трагической истории. В действительности ни султан Сулейман, ни его жена Роксолана не были застрелены из лука умирающим витязем. Однако обстоятельства смерти славного предводителя украинских казаков переданы достоверно. Легенда гласит, что Вишневецкого приговорили к ужасной казни — подвесили за ребро на железный крюк, торчащий из стамбульской крепостной стены. После смерти враги вынули из груди Байды его мужественное сердце и каждый съел по кусочку, надеясь получить хотя бы частицу героизма и бесстрашия этого человека

Вишневецкий первым из средневековых политических деятелей сформулировал идею разгрома Ногайской орды с целью выхода к Черноморскому побережью. Первую, довольно успешную попытку он осуществил, когда с казацкими атаманами совершил поход но Нижнему Днепру на татарско-турецкие крепости Ислам-Кермец, Кизи-Кермен (на месте современных Каховки и Берислава Херсонской обл.) и Очаков.

С 1540 г. Вишневецкий был старостой каневским и черкасским, опираясь в борьбе с набегами крымских татар на реестровых и запорожских казаков. В 1553 г. он побывал в Турции с целью освобождения своего дяди, князя Ф. Вишневецкого. В 1554 г. польский король Сигизмунд II Август назначил Вишневецкого стражником на острове Хортица за днепровскими порогами. Уже в 1555 г. там началось возведение деревянно-земляного укрепления — крепости, из которой казаки во главе с Вишневецким совершали походы против Османской империи и Крымского ханства, в первую очередь — на крепости Очаков и Ислам-Кермен.

В 1556 г. Вишневецкий отправил в Москву два посольства с целью расширения антиосманской коалиции. В том же году его отряды дважды отбивали турецкие нападения на Хортицкую крепость. В 1557 г. крымский хан Девлет-Гирей I осуществил новый поход на Сечь, собрав крымских и ногайских татар, турецкие и молдовские войска (Молдова в то время была вассалом Османской империи). После 24-дневной осады татарами Хортицкого замка Вишневецкий вынужден был отступить на Монастырский остров (ныне в черте г. Днепропетровск). Поскольку польское правительство не прислало обещанной помощи, Вишневецкий перешел на службу к царю Ивану IV Грозному и принял участие в защите границ Российской державы от набегов татар-ордынцев.

В 1558 г. Вишневецкий совместно с русским войском предпринял поход против турок, в следующем году дважды осаждал турецкую крепость Азов, воевал в низовьях Дона и под Керчью. После вступления России в Ливонскую войну (1558-1583 гг.) действия русских войск в Северном Причерноморье стали менее активными, Вишневецкий воевал в этом регионе фактически в одиночку.

В 1562 г. он прибыл с посольством в Москву, пытаясь склонить царя к продолжению антиосманской борьбы, но, не достигнув цели, вернулся в подданство к польскому королю. В 1563 г. Вишневецкий вместе с польским магнатом А. Ласским совершил поход на Молдову, где в это время происходила боярская усобица, с целью добыть молдовский престол. В одной из битв войско Вишневецкого потерпело поражение, а он сам попал в плен и был привезен в Стамбул. Гетман отказался перейти на турецкую службу и был казнен вместе со шляхтичем Пясецким.

Героическая смерть Вишневецкого воспета в народной думе о казаке Байде. Это событие зафиксировано также рядом исторических хроник и других источников. Впоследствии фигура прославленного Байды привлекала внимание многих деятелей украинской культуры. В частности, свою пьесу посвятил ему П. Кулиш.

Некоторые историки считают Вишневецкого основателем первой Запорожской Сечи на острове Малая Хортица вблизи современного Запорожья. Это была достаточно мощная крепость со рвом, валом и частоколом. Мнения исследователей по поводу места расположения этого укрепления расходятся, ведь сегодня возле Запорожья существуют два острова с названием Хортица—Малая (ныне о.Байда) и Большая. Некоторые ученые ссылаются на свидетельства путешественника Э. Лясоты, который в своих путевых дневниках писал, что в 1594 г., проплывая по Днепру, видел на Малой Хортице руины замка Вишневецкого. То же утверждал и польский хронист М. Вельский. Однако раскопки, проведенные в 1968 г. на Малой Хортице, не выявили убедительных следов крепости XVI в. В наши дни археологи не теряют надежды разыскать легендарный хортицкий «городок» Вишневецкого.