"Экономическая ситуация РФ вошла в штопор" (06/03/2018):
1. Росстат сообщил о снижении реальных доходов россиян в январе на 7%.
2. ФНБ России продолжает сокращаться.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) России за февраль 2018 год сократился на 0,8%, следует из материалов Минфина РФ.
Напомним, что за первый месяц текущего года объем ФНБ уменьшился на 0,6%.
3. Fitch: На спасение российских банков потребуется еще триллион рублей.
Банк России будет вынужден продолжить масштабную денежную эмиссию, закрывая с помощью "печатного станка" дыры в российской банковской системе, которая с 2014 года уже получила больше 4 трлн рублей господдержки, но не стала при этом ни стабильнее, ни прибыльнее.
В 2017 году ЦБ уже залил 456,2 млрд рублей в капитал банка ФК "Открытие", а еще 565 млрд - предоставил ему в виде экстренных кредитов на поддержание платежеспособности.
Еще два банка, национализированные за "Открытием", - Бинбанк и Промсвязьбанк завершили 2017 год с суммарной дырой в капитале 157,8 млрд рублей, а к 1 февраля увеличили ее до 206,3 млрд рублей. Если же учесть их "дочки", то сумма достигает 500 млрд рублей, сообщает в обзоре по сектору международное рейтинговое агентство Fitch.
Суммарно банки, находящиеся на процедуре финансового оздоровления, потребуют от ЦБ дополнительной поддержки на сумму от 800 млрд до 1 трлна рублей (около $14-18 млрд), прогнозирует Fitch.
При этом оценить истинное положение дел мешает "искаженная" отчетность: "Несколько крупных частных банков не признали убытки за прошлые периоды своевременно и в том порядке, как это следовало бы сделать", - отмечают аналитики агентства: в результате декларируемый банками размер капитала завышен.
"Слабыми" остаются показатели капитализации большинства банков, если сравнивать их аналогами в других странах, в том числе на развивающихся рынках, отмечает Fitch.
По оценке агенства, топ-30 банковского сектора РФ требуется 1,5 трлн рублей дополнительных вливаний в капитал.
А "для того, чтобы средний уровень достаточности капитала крупнейших российских банков стал сопоставим со среднемировым уровнем, банкам требуется около 5,5 трлн руб", говорится в обзоре агентства.
При этом значительная поддержка банков со стороны собственников и акционеров "маловероятна", считает Fitch: перспективы развития для них остаются "неопределенными" из-за усиления конкуренции и роста числа госбанков.
4. Нулевой рост ВВП электорату продают как "новую нормальность". Россия оказалась худшей в группе сырьевых экономик, ниже – только Венесуэла.
«Новая нормальность» – любимый термин российских чиновников для оправдания кризисного состояния экономики РФ. Однако точнее было бы говорить о «новой ненормальности», поскольку РФ выглядит аномальным «гадким утенком» на фоне большинства стран – сырьевых, развитых или развивающихся. Итоги последних пяти лет оказались для России наихудшими по сравнению с остальными сырьевыми экономиками, за исключением Венесуэлы. За последние 9 лет рост ВВП был почти в шесть раз ниже, чем у остальных стран. Такие неутешительные выводы опубликовали несколько российских институтов.
Мировой опыт показал, что падение мировых цен на нефть для сырьевой экономики необязательно должно приводить к экономическому спаду. Однако российская экономика – это своеобразное исключение. Именно РФ сильнее других страдает от изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти. Такой результат стал следствием не только низкого уровня диверсификации российской экономики, но и характера политики финансово-экономического блока. В итоге Россия столкнулась с «новой нормальностью», в которой не только развивающиеся страны, но и мировая экономика в целом, и развитые страны растут значительно быстрее. Такие выводы делают эксперты из Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН и Института экономики роста им. Столыпина.
Независимые экономисты заметили, что российская «нормальность» больше похожа на ненормальность. В одних и тех же условиях сопоставимые с нами страны устойчиво развиваются, а РФ – переползает из рецессии в рецессию. Поэтому эксперты просят не объяснять российские экономические несчастья ссылками на «новую нормальность». Действительно, уже после мирового финансового кризиса экономики разных стран начали восстановительный рост. Рост наблюдался почти повсеместно: и в развитых, и в развивающихся странах. «Кризис 2008–2009 годов нанес РФ более существенный урон, чем большинству других развитых и развивающихся экономик. Уже в 2014-м рост российской экономики опустился ниже среднего по развитым экономикам уровня (0,7% против 2,1%), а в 2015–2016 годах реальный ВВП России и вовсе падал, и это на фоне продолжающегося роста мировой экономики на уровне 2% в год, обращают внимание «столыпинцы».
В итоге за последние девять лет российская экономика выросла всего на 6%, тогда как мировая – в среднем на треть. Причем развитые экономики за это время продемонстрировали темпы роста в среднем вдвое выше темпов роста экономики РФ. Темпы же роста развивающихся экономик и вовсе превзошли российские более чем в семь раз, рассказывают аналитики. Для сравнения: в отличие от РФ Казахстан за тот же период вырос на 43%, Грузия – на 38%.
Постепенно снижается и вклад РФ в мировую экономику. Еще в 2008 году доля РФ к мировому ВВП составляла 2,5%, тогда как к 2017 году она снизилась до 1,93%. «Доля России в мировом ВВП по паритету покупательной способности снизилась с 3,95% в 2008 году до 3,16% в 2017 году», – отмечают в Институте Столыпина.
Даже на фоне других сырьевых стран Россия выглядит печально. ВВП России в 2017-м остался на уровне 2012 года, тогда как ВВП остальных сырьевых экономик за 2013–2017 годы увеличился в среднем на 13%. Хуже результаты за тот же период показала только переживающая гиперинфляцию Венесуэла.
В качестве основной причины замедления экономического роста в РФ эксперты называют сокращение валового накопления в 2013–2014 годах и существенное торможение потребительского спроса в 2014 году. «В остальных сырьевых странах в этот период инвестиционный и потребительский спрос продолжал расширяться. Кроме того, намного больший вклад в динамику ВВП наблюдался со стороны госрасходов», – поясняют авторы доклада Института Столыпина. Сокращение валового накопления эксперты связывают в первую очередь с замедлением спроса на отечественную несырьевую продукцию.
При этом уже в 2015-м к снижению валового накопления в России добавилось и значительное сокращение потребительского спроса, что было вызвано резким ускорением инфляции, обусловленной девальвацией рубля. Как итог – неуклонное падение реальных располагаемых доходов с конца 2014 года.
И если ничего не предпринять, Россию ждет длительная стагнация в третьем эшелоне мировой экономики. «При инерционном сценарии к 2035 году экономика России вырастет в 1,5 раза, тогда как мировая экономика – в 4 раза (к уровню 1990 года). К 2035 году Россия может опуститься: по ВВП по ППС – с 6-го на 10–15-е места, а по ВВП на душу населения по ППС с 53-го на 65–70-е места, не исключают они. И только для того, чтобы преодолеть отставание российской экономики за 10 лет, потребуется обеспечить дополнительный среднегодовой прирост ВВП на более чем 2 процентных пункта. «Для того чтобы вернуть нашу долю в мировой экономике за этот период, нужно расти средним темпом не менее 5%», – говорят экономисты.
Статистика, приведенная в исследовании, лишний раз подчеркивает, что в России отсутствует предпринимательская инициатива, подавляющее большинство товаров импортируется, а экономика полностью зависит от цен на нефть, то есть диверсификация экономики носит минимальный характер. Однако, никаких шагов, которые могли бы изменить сырьевую направленность экономики, до сих пор не сделано. И увеличение инвестиций государства в основные фонды, чего так добивается Столыпинский клуб, проблему толком не решит, наоборот, это приведет к росту инфляции, неоправданным затратам на отдельные отрасли экономики и различным перекосам», – считает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. Наполнение резервных фондов валютой и долговыми обязательствами других стран выглядит алогичным на фоне околонулевого роста экономики, рассуждает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Эти деньги можно было бы пустить на то, чтобы снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес и дать ему поднять голову. Можно было бы не зажимать так жестко денежную массу и позволить расти и инфляции, и производствам, в том числе и за счет дешевеющего кредита», – говорит эксперт. Пока же российская экономика рискует свалиться в дефляцию, следствием которой будет сжатие рынков. «При нерастущих ценах предприятиям все сложнее будет сбыть продукцию, потому что и потребители, и контрагенты начнут выжидать, когда цены снизятся еще больше», – говорит Яковенко.
5.
40% россиян не способны без потерь пережить кризис. Для этого им не хватает денег, связей и образования.
37% россиян за последние 2–3 года даже не пытались адаптироваться к кризису, показал опрос.
Почти 40% россиян не хватает ресурсов, чтобы адаптироваться к кризису, показал опрос 3000 человек, проведенный в 2017 г. аналитиками ИНСАП РАНХиГС. Они до сих пор в зоне риска, говорит сотрудник лаборатории исследований социального развития ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов: если ситуация в экономике не улучшится, их благосостояние продолжит ухудшаться, бедность – расширяться. Это, прежде всего, пожилые люди, жители сел и малых городов, люди без высшего образования, рабочие разной квалификации, рядовые работники торговли и бытового обслуживания, а также безработные. Кризис ударил по благосостоянию почти половины из них.
В кризис россияне заметно обеднели: их доходы снижались четыре года подряд, с 2013 г. – на 11%, подсчитывали аналитики Fitch. В 2017 г. они сократились у людей в 75% регионов, говорила директор ИНСАП РАНХиГС Татьяна Малева. А остальные – в основном слаборазвитые регионы, где население занято преимущественно в бюджетном секторе, добавляла главный научный сотрудник РАНХиГС Наталья Зубаревич. Уровень бедности в России вырос с 10,7% в 2012 г. до 13,8% в сентябре 2017 г. Бедность, низкие зарплаты и снижение доходов в 2017 г. заняли первое место в списке проблем россиян, показал опрос «Ромира».
37% россиян за последние 2–3 года даже не пытались адаптироваться к кризису, показал опрос, а у большинства просто не было ресурсов, чтобы «оптимизировать» их в кризис. Они стали влезать в долги, пишут авторы опроса. Осенью 2017 г. доля россиян, занимающих у родственников и знакомых, выросла с 40 до 60%, а тех, кто покупает в кредит, – с 12 до 22%, указывали авторы мониторинга Института социальной политики ВШЭ. За весь 2017 год кредиты населению выросли на 13,2%, обогнав по темпам роста депозиты, следует из данных ЦБ.
Но обращение за кредитом в кризис не является активной стратегией адаптации – это не развитие, а выживание, считает Логинов. В отличие от кредитования во время экономического подъема – например, под развитие бизнеса, говорит он.
Из-за сложной экономической ситуации приходилось тратить накопленное, пишут аналитики ИНСАП РАНХиГС.
Люди сначала пытались экономить, покупали более дешевые продукты или одежду либо вовсе отказывались от части товаров и услуг, но осенью некоторым ужимать и без того скудное потребление стало некуда.
Работающие россияне пытались повысить доходы, выполняя сверхурочную и дополнительную работу, пишут аналитики ИНСАП РАНХиГС. Люди с низкими доходами стали больше подрабатывать, указывала директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.
6. Трутнев: Минфин и Минтранс саботируют указы Путина.
Минфин и Минтранс саботируют указы Путина, заявил вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев.
7. Пьют и не платят: водители задолжали десятки миллиардов. В 2017 году автомобилисты накопили 34 млн неоплаченных штрафов.
Российские водители в 2017 году задолжали по штрафам десятки миллиардов рублей. Именно автомобилисты остаются самой большой категорией должников в стране, и с каждым годом ситуация только усугубляется. При этом взыскать с нарушителей удалось лишь половину задолженности, а в случае с пьяными водителями и того меньше.
8. Дело операторов: МТС и «МегаФон» подвел роуминг. ФАС возбудила дело в отношении МТС и «МегаФон» из-за внутрисетевого роуминга.
Федеральная антимонопольная служба России завела дело в отношении операторов связи МТС и «МегаФон». Причиной этому стали непрекращающиеся противоречия между ведомством и телеком-индустрией касательно отмены внутрисетевого роуминга, который в стране сохраняется.
Федеральная антимонопольная служба России сообщила о возбуждении дела в отношении компаний МТС и «МегаФон» по итогам проверки отчета операторов связи об отмене внутрисетевого роуминга, которые не соответствовали требованиям службы.
9. Строители петербургского метро объявили забастовку из-за долгов по зарплате.
Рабочие петербургского предприятия «СМУ-11 Метрострой», которые прокладывают тоннель к станции метро «Горный институт», не вышли на работу из-за долгов по зарплате. Проходческий щит остановлен.
10. Эксперт: Российским производителям сегодня выгодно выпускать некачественные продукты.
Проблема некачественных продуктов в образовательных, медицинских и других учреждениях связана с общей проблемой фальсификации продуктов на рынке, считает сопредседатель союза потребителей «Росконтроль», юрист Александр Борисов. Как рассказал эксперт, такие же продукты лежат на прилавках магазинов.
«По ряду категорий продуктов питания фальсификат достигает 40%, 60% и даже 70%. Чем ниже уровень жизни и покупательская способность, тем больше распространение фальсифицированной продукции», — сообщил Александр Борисов.
По мнению эксперта, основные категории, находящиеся в первой «зоне риска» — продукты мясопереработки, рыбная, молочная продукция, кондитерские изделия. «Сегодня законодательно созданы такие условия, когда даже добросовестному бизнесу приходится снижать качество продукции, чтобы не потерять потребителя и полку в магазине. То же — в условиях „черного рынка“ сертификации. Сегодня дешевле и удобнее купить сертификат или декларацию о соответствии на товар и поставлять его в магазин. За этой покупкой не стоит никакая лабораторная экспертиза. А значит, качество и безопасность отдается на откуп самому производителю», — отметил Борисов.
Юрист подчеркнул, что надзорные органы не имеют достаточных полномочий для контроля над ситуацией. «Надзорный орган может прийти на производство только один раз в три года или по жалобе потребителя на небезопасную (именно небезопасную) продукцию. Итог: штрафы за обман потребителей или нарушение технических регламентов при производстве достигают сумм 300 тыс., в редких случаях до 1 млн. рублей. Недобросовестный бизнес готов хоть ежемесячно оплачивать такие штрафы, поскольку фальсификация — вещь чрезвычайно выгодная», — заметил Борисов.
Общественник напомнил, что в Госдуме рассматриваются поправки в Уголовный кодекс о введении статьи за фальсификацию. Однако фальсификаторы вряд ли испугаются штрафов и исправительных работ, предусмотренных проектом. Малоэффективными оказываются и обращения в суды, и потребители не хотят затрачивать ни свое время, ни усилия ради 10 — 15 тыс. рублей компенсации.
Введение контрсанкций против европейских продуктов не заполнили полки магазинов качественными отечественными товарами. «Очевидно, что сам факт контрсанкций не повысил в одночасье ни надои, ни урожаи. Работа с аграриями, — вещь кропотливая, требующая государственной поддержки. Что мы получили в первый год? Кратное увеличение ввоза того же пальмового масла в Россию. Вот только „сырных продуктов“ или „спредов“ по цене „сырных продуктов“ и „спредов“ на прилавках больше не стало, а „сыр“ и „масло“ с соответствующими ценами на полках остались», — констатировал Александр Борисов.
Напомним, что, по данным руководителя «Сибирского федерального центра оздоровительного питания» Якова Новоселова, до 90% продуктов в детских учреждениях Новосибирска — это фальсификат, суррогат или просто некачественные товары. Экспертизы проводились совместно с сотрудниками прокуратуры независимыми аккредитованными экспертными учреждениями, государственными испытательными и научными лабораториями.