Украинский гетман, выдающийся политик, меценат, борец за независимость Украины.
Иван Мазепа — фигура на небосводе украинской истории едва ли не самая выдающаяся и одновременно противоречивая. Его предки, украинские шляхтичи Мазепы-Колединские, были выходцами из Барского староства. В XVI в. они получили во владение село Мазепинцы под Фастовом (где через столетие родился будущий гетман) и родовой шляхетский герб «Курч»: на красном поле серебряные скрещенные вилы на горизонтальном бруске в сопровождении звезды и полумесяца. Этот герб изображен на многих объектах и предметах, связанных с именем Ивана Мазепы: на стенах киевских Всесвятской церкви Печерской лавры и Богоявленского собора; на культовых предметах, подаренных гетманом украинским церквям, личных вещах, портретах, на титульном листе «Молитвослова», изданного в 1692 г. в Чернигове...
В XVII в. семья Мазеп, из которой происходили несколько казацких старшин, пользовалась авторитетом в Войске Запорожском. Отец И. Мазепы, Адам-Степан, был одним из сподвижников Б. Хмельницкого. На Переяславской раде в 1654 г. он представлял оказаченную шляхту и возглавил казацкую делегацию к московскому боярину Бутурлину. Мазепа занимал должность белоцерковского казацкого атамана (1654 г.) и белоцерковского наместника (1658 г.). В 1658 г. гетман И. Выговский поручил Мазепе (с которым подружился во время российско-украинских переговоров в Переяславе) возглавить посольство к польскому королю Яну-Казимиру. С 1662 г. А. Мазепа носил звание черниговского подчашего.
Мать будущего гетмана, Марина Мокиевская, происходила из старинной белоцерковской шляхты. Её отец и брат воевали на стороне Б. Хмельницкого и оба погибли в 1655 г.: один — под Чертковым, другой — под Охматовым. Мокиевская-Мазепина состояла в луцком Крестовоздвиженском православном братстве. В 1686-1707 гг. под именем Марии-Магдалины она была игуменьей киевского женского Вознесенского монастыря, в котором гетман Мазепа в начале XVIII в. возвел каменный Вознесенский собор.
Единственная сестра гетмана, Александра, имела двух сыновей — Ивана Обидовского (умер в 1701 г.) и Андрея-Станислава Войнаровского (родился в 1689 г.), одного из ближайших сподвижников своего дяди, вслед за ним ушедшего в эмиграцию.
Год рождения И. Мазепы точно не известен. Наиболее достоверным считается 1639-й, поскольку, по свидетельству Ф. Орлика, во время Полтавской битвы 1709 г. Мазепе было 70 лет.
Мазепа получил хорошее образование — в Киевском коллегиуме и варшавской школе иезуитов. Затем он поступил на службу к Яну-Казимиру. Польскому королю понравился умный юноша, и он отправил его в Западную Европу. В 1656-1659 гг. Мазепа учился в университетах Германии, Италии, Франции и Нидерландов. Вернувшись в Варшаву, поражал окружающих умом, хорошими манерами, дипломатическим талантом. К тому же, он прошел великолепную «школу» дворцовых интриг и наладил полезные связи при королевском дворе, которыми пользовался в течение всей жизни. Это дало ему возможность стать королевским посланником в Украине. В 1659 г. Мазепа отвез дипломатическую почту гетману И. Выговскому, в 1660 г. — Ю. Хмельницкому. В 1663 г. он привез и вручил новоизбранному гетману П. Тетере гетманские регалии, присланные королем.
В 1663 г. Мазепа вернулся домой, поскольку его отец тяжело болел. Че-рез два года, когда Адам-Степан умер, Иван получил отцовскую должность черниговского подчашего и вернулся в Варшаву. Однако его карьера придворного завершилась в 1668 г.: пришлось покинуть двор после отречения Яна-Казимира, фаворитом которого. Мазепа был. Вернувшись в Украину, он в том же 1668 г. женился на дочери белоцерковского полковника, вдове Анне Фридрикевич. Этот брак открыл ему путь к Чигиринскому двору гетмана П. Дорошенко, на службе у которого Мазепа пребывал с 1669 г.
Не имея собственных детей, он много внимания уделял воспитанию племянников, которым хотел завещать свои имения. В Чигирине Мазепа вначале стал ротмистром личной гетманской гвардии — «надворной хоругви». В 1674 г. он уже генеральный есаул — член гетманского правительства и один из советников гетмана Правобережной Украины. В том же году Мазепа трижды ездил по поручению П. Дорошенко в Крым. Во время третьей поездки послов перехватили запорожцы, решившие наказать их как шпионов. Но кошевому атаману И. Сирко понравились ум и манеры Мазепы и он оставил его при себе. Вскоре о плене Мазепы узнал симпатизировавший ему гетман Левобережной Украины И. Самойлович, к которому Мазепа как есаул Дорошенко в 1674 г. ездил на переговоры. Самойлович приказал Сирко отправить Мазепу в свою резиденцию — Батурин, где тот вновь использовал весь свой дипломатический талант и изысканные манеры, чтобы произвести наилучшее впечатление. И это ему удалось, ведь он был умен, ловок, отважен, тактичен, имел прекрасное образование, был чудесным собеседником, говорил на польском, русском, татарском, латинском, итальянском, немецком и французском языках, много читал и разбирался в искусстве. В Батурине Мазепу назначили воспитателем сыновей Самойловича, советником гетмана (генеральным есаулом) и послом в Москву, куда с тех пор он ездил едва ли не каждый год. При царском дворе Мазепа также завязал «полезные знакомства» с высокопоставленными сановниками. В 1687 г., когда царь отправил Самойловича в ссылку, гетманом на Коломацкой казацкой раде был избран именно Мазепа, которого поддержали российские вельможи.
Мазепе принадлежит своеобразный «гетманский рекорд»: по длительности пребывания у власти (22 года) он превзошел всех своих предшественников и преемников. Это удалось благодаря гибкой политике, проводимой как в отношении казацкой старшины, так и царского правительства.
Когда казаки отдали в руки гетмана булаву, Украина лежала в руинах. Из сильного воинственного государства спустя 20 лет после смерти Хмельницкого она превратилась в беспомощную жертву внутренних распрей, чужеземных вторжений и разделов между Польшей и Россией. Мазепа как государственный лидер зависел от московской власти, ведущей войны за выход к Черному и Балтийскому морям. Она вынудила Мазепу и его подданных принимать участие в этих кровавых походах, а также предоставить рабочую силу для возведения новой столицы — Петербурга и Беломоро-Балтийского канала. В болотах российского Севера и на полях сражений Северной войны сложили головы тысячи украинских казаков и старшин.
В таких вот условиях Мазепа где хитростью, где лестью, а где силой своего ума и богатства отстаивал родную землю и свой народ, закладывая фундамент будущей Украины. Он распространял образование и культуру — основу государственности, направлял значительную часть своих личных и государственных доходов на развитие религиозных, культурных и образовательных учреждений. При Мазепе строительство деревянных храмов почти прекратилось, так как гетман стал инициатором сооружения по, всей Украине монументальных соборов и церквей в пышном стиле «мазенинского» («казацкого») барокко. Яркие образцы таких сооружений — киевские Богоявленский и Николаевский соборы, располагавшиеся в Братском и Пустынном монастырях.
«Мазепинская эпоха» в архитектуре не ограничилась церковным зодчеством. В это время появляются первые в Гетманщине каменные колокольни (Софийского и Михайловского соборов в Киеве), фортификационные постройки (кирпичные стены с храмом Всех Святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры и укрепления полтавского Густынского монастыря) и частные жилища — так называемые «дома Мазепы» в Чернигове и Киеве, а также киевские «дом Петра I» и «мазепинский» учебный корпус Академии, типография Киево-Печерской лавры, киевская ратуша, замок в Батурине, отреставрированные киевские Успенский, Софийский и Михайловский соборы.
Из величественных церквей, построенных Мазепой вне Киева, следует отметить Вознесенскую церковь в Переяславе (1698 г.), где размещалась возобновленная гетманом епископская кафедра и куда Мазепа посылал драгоценные подарки, в частности рукописное «Пересопницкое Евангелие», созданное в 1556-1561 гг., на котором в наши дни присягают новоизбранные президенты Украины.
В иерусалимском храме Гроба Господнего хранится «плащаница», подаренная гетманом Мазепой иерусалимскому архимандриту Хрисанфу во время посещения им Батурина, — серебряная плита с гравированной сценой положения в гроб тела Иисуса Христа и надписью на церковнославянском и латинском языках: «Подаянием его милости пана Иоанна Мазепы, российского гетмана».
Как меценат Мазепа способствовал поднятию престижа Киево-Могилянского коллегиума, еще в 1694 г. получившего от московского правительства высокий академический статус. Однако официально Киевская школа стала академией лишь в 1701 г. благодаря личной просьбе гетмана к Петру I. В честь двух выдающихся попечителей — митрополита П. Могилы и гетмана И. Мазепы, новое высшее учебное заведение было названо «Могило-Мазеповиянской академией». Мазепа подарил академии библиотеку и уникальное собрание рукописей, за что ректор Ф. Прокопович посвятил ему драму «Владимир». Во времена Мазепы на территории Киевской академии были сооружены каменные Богоявленский храм (1695 г.) и учебный корпус (1703 г.).
Гетман был также попечителем черниговских Ильинского и Борисоглебского монастырей (где построил каменную колокольню с церковью Святого Иоанна Предтечи) и коллегиума.
Резиденцией Мазепы стал старинный Батурин на Черниговщине, где на высоком холме находился замок, укрепленный рвом и валом с дубовым частоколом. В 1669-1708 гг. там размещались дома самого гетмана, замковых урядников и казацкой старшины, каменные скарбница и храмы — Троицы и Святого Николая Чудотворца.
Неподалеку от Батурина, в предместье Гончаровка, Мазепа приказал соорудить укрепленную загородную резиденцию, в которой находился гетманский кирпичный дворец с деревянной церковью. Залы дворца украшали уникальные собрания живописи и оружия, там же разместилась богатая библиотека. В 1708 г. он был разрушен войсками А. Меньшикова.
Причиной уничтожения Батурина был переход Мазепы во время Северной войны на сторону Карла XII. 24 октября 1708 г. гетман с генеральной старшиной и 4000 запорожцев выехал из Батурина и 28 октября прибыл в шведскую ставку. Узнав об этом, Петр І в манифесте объявил Мазепу предателем и приказал своему фавориту Меньшикову уничтожить Батурин, где остались 23 000 казаков и генеральная артиллерия из 40 пушек. Гарнизон Батурина мог продержаться до прибытия Карла XII и Мазепы, но предательство полковника И. Носа, показавшего врагам подземный ход, решила его судьбу. 2 ноября Батурин был захвачен и сожжен, а население уничтожено. Меньшиков лично доложил Петру І в письме о «батуринской резне».
...О чем думал старый гетман, умирая на чужбине после катастрофического разгрома в 1709 г. шведской армии на поле Полтавской битвы, никто, верно, уже не узнает. Но можно не сомневаться: он жаловался лишь на то, что не удалось осуществить мечту всей своей жизни — освободить несчастную Украину из-под самодержавного российского ярма. В изгнании были ближайшие соратники, до последнего не изменившие ему, — запорожский атаман К. Гордиенко, генеральный писарь Ф. Орлик (которому Мазепа передал булаву гетмана-изгнанника), племянник А. Войнаровский и другие.
Мазепа умер в ночь на 3 октября 1709 г. в молдовском городе Бендеры. Его останки, согласно завещанию, соратники должны были перевезти в Иерусалим, но, из-за невозможности осуществления этого замысла, тело гетмана похоронили в монастыре города Галац (бывший Малый Галич в Румынии). В 1718 г. Галац захватили турки и, но преданию, выбросили кости Мазепы в Дунай.
...Тем временем разгневанный Петр I приказал исполнить ритуал унизительных «проводов Мазепы в ад», состоявшийся 9 ноября 1708 г. в военной ставке царя — Глухове. Анафему (отлучение от церкви); наложенную на украинского гетмана по приказу Петра I православным духовенством, церковь отменила только в конце XX в., когда имя гетмана было реабилитировано.
Наиболее достоверным портретом И. Мазепы считается изображение из галереи шведского города Грипсхольм. Лицо мужчины в рыцарских латах, увековеченного на этом полотне, нельзя назвать красивым — у него слишком высокий лоб и большой нос. Однако глаза поражают умом, а на благородное происхождение указывают аристократические холеные руки с тонкими длинными пальцами.
В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет всадника в латах и с булавой в руках, тип лица которого и убранство напоминают портрет из Грипсхольма.
Один из прижизненных портретов Мазепы сохранился на иконе 1708 г. «Покров Богородицы» (дошедший до нас в копии XVIH-XIX вв.) из церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Переяслава-Хмельницкого, основанной племянником Мазепы переяславским полковником И. Мировичем. Мазепа на иконе представлен в рыцарских латах и горностаевой мантии рядом с Ф. Прокоповичем, Петром I, царицей Екатериной, полковником Мировичем, казаками и придворными.
...Хотя Петр I и приказал вымарать имя Мазепы с книжных страниц, сбить гетманские гербы с сооруженных им построек, в Украине имя бывшего гетмана не было забыто. В дореволюционной литературе но этому поводу бытовал такой рассказ. Николай I, осматривая собор Святого Николая в киевском Пустынном монастыре, поинтересовался у настоятеля, кто построил это прекрасное сооружение. «Мазепа», — ответил тот. «А молитесь ли вы за него?», — спросил царь. «Молимся, когда провозглашаем: за создателей и благодетелей этого храма», — ответил священник. Царь прекрасно знал, что настоятель киевского собора, как и все священники в Российской империи, раз в год обязан был также провозглашать и анафему Мазепе. Но, удивившись такому противоречию, все же благожелательно ответил: «Ну, молитесь, молитесь».
Жизнь И. Мазепы вдохновила многих деятелей мировой культуры (Байрона, Гюго, Словацкого, Листа, Вернера) на создание литературных, изобразительных и музыкальных произведений, посвященных гетману.
Сегодня в Украине его память чтут надлежащим образом. В киевском Музее гетманства, расположенном на Подоле в кирпичной постройке начала XVIII в. (известной среди киевлян как «дом Мазепы»), значительная часть экспозиции посвящена жизненному пути И. Мазепы. Подобные разделы есть и в экспозициях других украинских музеев. Деяния прославленного гетмана после нескольких столетий забвения вновь вписаны в школьные и вузовские учебники истории. Началось исследование и возрождение бывшей гетманской резиденции — Батурина.