И вот одна школа изменила свой график, чтобы дети поспали подольше.
Главный учитель-коуч школы Кента (Jon Barker, headteacher of Hugh Christie Technology College in Tonbridge, Kent) говорит, что позднее начало улучшает результаты учебы и экзаменов.
Вот как они всё распределили. По понедельникам, вторникам и средам 14-18-летние ученики начинают занятия в 11:30, потому что исследования показывают, что мозги подростков работают лучше, если они встанут позже.
«Их пунктуальность и посещаемость улучшились, их опросы и ответы лучше, потому что они более внимательные, а темпы уроков стали намного быстрее», - говорит Баркер. А также улучшились поведение и посещаемость.
Однако по пятницам расписание изменилось. Дело в том, что ученики проголосовали за то, чтобы приходить в школу в более привычные 8:30 утра и заканчивать в 15:15. Почему?
Они сказали, что пятничные вечера надо предназначать для семьи и для вечеринок.
А что же в четверг? По четвергам вообще нет фиксированного расписания. Ученики могут проводить частные занятия дома или в школе, заниматься спортом, или даже где-то подрабатывать, набираясь опыта.
«Ошеломляющий школьный день дает огромную гибкость с графиком», - говорит Баркер. Исследования в США и Оксфордском университете показывают, что мозг подростков действует более эффективно, если им предоставляется больше времени для сна.
В то время как в начальной школе занятия начинаются в 8:30, около 250 подростков с шестого класса начинают школу через три часа, в 11.30 и заканчивают в 5:30 вечера.
Родители согласны, потому что им удобнее. Утром нет вечных проблем – разбудить, проследить, чтобы были сделаны уроки в отсутствие взрослых. Наоборот, ученики хорошо овладевают таймингом и самоменеджментом. Когда подростки появляются в школе в 11:30, они менее сердиты, чем раньше. У них более позитивное отношение.
…Что я думаю по этому поводу?
1. Таких экспериментов в мире по школьному расписанию становится всё больше, значит, есть востребованность. Надо же как-то учитывать особенности жаворонков, сов и голубей.
Это раньше люди работали на фабриках от звонка до звонка, или в поле от зари до сумерек. А сейчас мир переходит на фриланс и умение оптимально распоряжаться временем. Почему бы не учить этому с детства?
2. Это не очень устраивает родителей, которым надо утром на работу. А также в тех 50% случаев, когда дети ещё не очень самоорганизованы. Ну, и есть элементы несправедливости, когда часть школы (маленькие дети) учатся с самого утра, а те, кто постарше – могут еще поспать.
3. Впрочем, через 10 лет часть школьных занятий будет вообще переведена в онлайн, так что эта проблема вообще может исчезнуть.