Украинский президент Петр Порошенко встретился с канцлером Германии Ангелой Меркель. После немецких выборов и создания коалиции – один из первых гостей. Это, безусловно, очень хорошо с точки зрения имиджа, но, если переходить от ритуалов к практическим последствиям, встреча практически ничего не дала. Украинский президент в сотый раз рассказал о наших проблемах с агрессивным соседом. Немецкий канцлер в сотый раз заявила о поддержке. После фактического разрешения Германии на строительство «Северного потока-2» любые слова о поддержке воспринимаются исключительно, как ритуал. Без реального содержания.
По большому счету за закрытыми дверями стороны обсуждали всего два ключевых вопроса. Перспективное введение миротворцев в Донбасс и прямо сегодня строительство альтернативного украинской ГТС газопровода «Северный поток-2». Все остальное – кружева на белье. Красиво, можно пообсуждать, но практического значения не имеет. Так что не будем отвлекаться на условности – оценим результат переговоров по двум ключевым вопросам. Начнем с менее важного – с миротворцев. Менее важный он не по общему значению, а по времени и привязке к реальности.
Тему введения миротворцев в ОРДЛО Порошенко активно обсуждает с самыми разными лидерами государств уже практически год. Вот, поговорил с Меркель, накануне в Турции обсуждал этот же вопрос в Турции с Эдроганом. Главное, никто не против. Но есть важное условие – введение миротворцев должны поддержать все стороны конфликта. Прекратить боевые действия и встречать миротворцев с высоко поднятыми руками. Естественно, Россия должна дать согласие. Потому что миротворцы не собираются воевать – они зайдут туда, где уже не стреляют. Таким образом, вопрос сразу упирается в добрую волю Кремля.
Это понимает Порошенко, это понимает Меркель и Эдроган. Так что все заявления о миротворцах в Донбассе – просто ритуал. Пока мы не заставим Кремль отказаться от планов в отношении Украины – миротворцев не будет. А когда Кремль отступит – обойдемся и без них. Все просто и все прекрасно это понимают. Но тема миротворцев очень уж интересная, чтобы вот так ее бросить и прекратить обсуждать. С точки зрения бюрократии – она будет работать и генерировать новости еще года два. А потом появится еще что-то интересное. Можно поговорить о цене вопроса, о зарплатах и страховках на случай ранения или смерти украинских военных (менее 700 тыс. грн) и, например, польских (2 млн. евро). Можно задать вопрос – какая европейская страна пошлет своих военных умирать за Украину, но стоит ли? Общую ситуацию с миротворцами и перспективы все и так понимают. Потому от пиара переходим к реальным вещам.
Блокировать строительство «Северного потока-2» Германия не собирается. Порошенко сыграл достаточно жестко и накануне визита прямо назвал этот проект политической взяткой, которую РФ дает… ну, всем понятно, кому. В этом вопросе Украину поддерживает американский президент Трамп и целый ряд государств в Восточной Европе. Увы, на Меркель эти намеки впечатления не произвели. Она на брифинге с Порошенко заявила, что Украина не утратит свой статус важного транзитера и, собственно, на этом все. Германия и Австрия хотят заработать серьезные деньги на статусе газового хаба после запуска проекта «Северный поток-2». Европейские ценности, российская агрессия украинские интересы и прочие моральные аспекты в глазах немецких политиков и бизнеса проигрывают реальным деньгам, которые принесет сотрудничество с Россией. И Порошенко не смог (да и не мог, наверное) переубедить Меркель.
Хорошо поговорили, но ни к чему не пришли. Миротворцы остаются абстрактной темой, газовые деньги важнее любых деклараций – никто другого и не ждал. Теперь вся надежда на Трампа – после введения американских санкций против российских олигархов потери исчисляются миллиардами. И если США начнут вразумлять партнеров российских монополистов, то и Германия почувствует на себе этот эффект. Другое дело, что это может привести к торговым конфликтам между ЕС и США, но это уже игры такого уровня, в которых Украину вообще не будут учитывать. Для нас главный урок после этих переговоров – нет никаких европейских ценностей в реальности. Есть финансовые интересы больших компаний и государств. Или мы снимаем розовые очки и принимаем правила игры, или обречены на проигрыш. Добро пожаловать в реальность.
Кирилл Сазонов