62 года счастья: Влюбчивый гений Георгий Натансон и его мудрая Мируша

62 года счастья: Влюбчивый гений Георгий Натансон и его мудрая Мируша

Георгий Григорьевич Натансон – это целая эпоха в советском кинематографе. Он учился у Эйзенштейна и Пырьева, работал вместе с Довженко. Несмотря на все сложности, связанные с национальностью режиссера, он сумел стать настоящим Мастером, которого уважают, с чьим мнением считаются. Его не зря называли «кузницей талантов», это он открыл для зрителя Аллу Ларионову и Татьяну Доронину, в его картинах дебютировали Тенякова, Домогаров, Егорова, Зудина. Он снял эпохальные фильмы, до сих пор интересные массовому зрителю. Георгий Натансон никогда не скрывал своей симпатии к красивым женщинам, но всю жизнь прожил с Мирушей, Марией Михайловной Натансон.

«Приходите к нам сниматься!»

Георгий Натансон с началом Второй мировой войны был призван на фронт. Однако во время проведения учений очень простыл, затем у него обнаружили двустороннюю пневмонию, а после выписки из госпиталя его тут же комиссовали. Когда началась Великая Отечественная война ВГИК, где учился будущий режиссёр, был эвакуирован в Алма-Ату. Именно здесь Георгий Натансон повстречал девушку своей мечты, которая стала женщиной всей его жизни.

В то время в Алма-Ате в эвакуации находились многие актёры и режиссёры, на сцене Театра оперы и балета танцевала Галина Уланова. Местные жители, а вслед за ними и все остальные прозвали храм искусства «театром оперы и буфета». Здесь можно было удовлетворить не только свою тягу к прекрасному, но еще и купить пирожки без карточек по приемлемой цене.

Георгий Натансон отправился смотреть «Севильского цирюльника», а увидел в зрительном зале позади себя красивую девушку. К сожалению, она была не одна, но это никак не могло смутить юного режиссёра. Он в то время работа ассистентом по пиротехнике у Пырьева на картине «Мы из Крондштата» и решил воспользоваться своим служебным положением в личных целях.

В антракте он подошел к девушке и предложил сниматься в кино, когда появится такая возможность. Красавица смутилась и даже слегка растерялась: у неё и мысли-то никогда подобной не возникало. Но свой адрес симпатичному молодому человеку всё же дала, он же пообещал наведаться к ней, как только появится подходящая роль.

Появления ролей Георгий Натансон ждать не стал и уже через два дня направлялся к небольшому домику, где жила понравившаяся девушка с мамой и тётушкой. Он шел по улице Гоголя, любуясь девушкой с коромыслом, которая несла полные вёдра воды. Это и была Мария, Мируша, как станет называть её Георгий Григорьевич. В тот же день он познакомился с мамой и тетей Мируши, и с этого момента начался отсчёт их времени счастья.

Любовь длиною в жизнь

Мария стала работать на «Мосфильме» в Алма-Ате, поначалу снималась в массовке, позже стала дублёром Людмилы Целиковской на картине «Воздушный извозчик».

Их роман развивался столь стремительно, что уже через месяц они стали мужем и женой. Первым брачным ложем молодожёнов стала кровать в общежитии, где кроме них было ещё семеро жильцов. Но это никак не могло омрачить их счастья, такое юное и беспечное.

Мария Михайловна Натансон не стала актрисой, но проработала всю жизнь на «Мосфильме», откуда и ушла на пенсию в должности главного редактора.

Георгий Григорьевич признаётся, что жена была очень образована. Книги она всегда читала в огромных количествах и с большим удовольствием. Мария Михайловна пользовалась уважением на киностудии, за советом к ней приходили многие режиссёры-постановщики.

Сам режиссёр неоднократно упоминал о своей увлечённостью женщинами. Он запросто мог влюбиться в случайно встреченную на улице красавицу, пригласить её сниматься в кино. Работая ассистентом у Довженко на фильме «Яблони в цвету», режиссёр увидел совсем юную Аллу Ларионову. Это он позже убедил её поступать во ВГИК, по его рекомендации начинающую актрису сняли в главной роли в сказке «Садко».

В своих воспоминаниях Георгий Натансон пишет о платоническом романе с Аллой Ларионовой. По его утверждению, супруга знала о его увлечении, но ревновала гораздо больше не к ней, а к другой звезде советского кинематографа – Людмиле Чурсиной, слишком часто звонившей Натансону домой.

Как бы там ни было, но супруги Натансон прожили вместе 62 года, воспитали замечательную дочь Марину, которая впоследствии стала вторым режиссёром на «Мосфильме». Его Мируше всегда хватало мудрости отделять главное от второстепенного. Она понимала, что творческому мужу нужна влюблённость в актрису. И в то же время точно знала: есть в его жизни главные актрисы в разный период времени. И есть она – главная и единственная женщина. Это рядом с ней он прошёл долгий путь от студента до режиссёра, создал свои замечательные картины, в которых всегда красной нитью проходила тема любви.

Марии Михайловны не стало в 1995 году. А он остаток жизни прожил рядом с дочерью и внучкой. И всегда при взгляде на портрет жены не мог сдержать слёз. Георгий Натансон ушёл из жизни в декабре 2017 года, в возрасте 96 лет. Теперь они навечно вместе.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170618/39362/