Чаще всего действия Моссада становятся известны только тогда, когда что-то пошло не так. Вот некоторые из его успехов и неудач
Изъятие Израилем иранского архива ядерной программы и внезапная презентация документов, похищенных из секретного объекта в центре Тегерана, стали редким случаем, когда Израиль обнародовал информацию о деятельности своего сверхсекретного агентства разведки - Моссада.
Моссад, давно окутанный тайнами и мифами, славится в международных разведывательных кругах за проведение самых смелых тайных операций прошлого века. Лишь немногие стали известны публике и часто по прошествии нескольких лет.
Израиль, как правило, опасается изобличать подвиги глобальной ветви своего хвалебного разведывательного сообщества из боязни раскрыть свои драгоценные источники или подорвать свою репутацию.
На прошлой неделе премьер-министр Биньямин Нетаньяху показал иранскую ядерную документацию, собранную израильской разведкой. Амос Ядлин, бывший глава израильской военной разведки, сказал, что операция по захвату была «очень впечатляющим» моментом, показавшим всему миру, что израильская разведка может проникнуть в самые глубокие тайны Тегерана. «Контрразведка в Иране будет очень стараться, чтобы залатать этот пробел», - сказал он.
Чаще всего действия Моссада становятся известны только тогда, когда что-то пошло не так. Вот некоторые из его успехов и неудач:
Захват Адольфа Эйхмана
Подняв полувековую завесу секретности, в 2012 году Моссад открыл свой архив, чтобы рассказать всю историю своей самой легендарной операции – смелой поимки нацистского лидера и вдохновителя идеологии нацизма Адольфа Эйхмана в 1960 году.
11 мая 1960 года группа из семи агентов Моссада дожидалась его возле автовокзала Буэнос-Айреса, куда Эйхман прибывал каждый вечер с работы на заводе Mercedes-Benz, где он был известен под псевдонимом Рикардо Клемент.
Как только он вышел из автобуса, он оказался в окружении агентов, и один из них засунул ему в рот перчатку на случай, если бы у него в зубе была спрятана капсула с цианидом, как у некоторых бывших нацистов высшего ранга, желавших избежать поимки.
Эйхмана девять дней держали в убежище, пока команда не подготовила самолет компании «Эль Аль». Ему дали дозу снотворного, одели в форму «Эль Аль», усадили в первом классе и выдали за приболевшего члена экипажа.
На суде над Эйхманом, состоявшимся в Иерусалиме в следующем году, прозвучали показания свыше 100 евреев, которые пережили пытки и лишения в концентрационных лагерях и своими глазами видели ужасы нацистского «Окончательного решения», архитектором которого был Эйхман.
Он был осужден за военные преступления и преступления против человечности и был повешен в 1962 году, - единственный раз в истории Израиля, когда страна исполнила смертный приговор.
Внедрение в верхушку правительства Сирии
Одним из первых серьезных достижений Моссада было внедрение своего человека в высший эшелон руководства Сирии. Эли Коэн сумел наладить тесные контакты в политической и военной иерархии врага своего государства в начале 60-х годов, в конечном счете, став главным советником министра обороны Сирии. Он получил сверхсекретные данные, которые, по всеобщему мнению, помогли Израилю в подготовке к его быстрой победе в войне на Ближнем Востоке 1967 года.
В 1965 году Коэн был пойман за передачей информации по радиосвязи в Израиль. Его судили и повесили на площади Дамаска. Его останки еще предстоит вернуть в Израиль, где он считается национальным героем.
Поимка информатора
После того, как Мордехай Вануну, бывший работник израильской атомной станции, в 1986 году передал британской газете секретные сведения и фотографии, связанные с якобы существующей программой ядерного оружия Израиля, Моссаду было поручено привлечь его к ответственности.
Агент Моссада под видом американской туристки заманила Вануну в Италию, где его накачали наркотиками, похитили и тайно перевезли на корабле в Израиль.
Вануну отбыл 18 лет в израильской тюрьме. Израиль не подтверждает и не отрицает наличие у него ядерного оружия.
Политические убийства
Считается, что «Моссад» приложил руку к убийству большого числа палестинских боевиков по всему миру.
Только в 2012 году Израиль, наконец, признал за собой ответственность за убийство заместителя Ясира Арафата в ходе совместного рейда спецназа и Моссада в Тунисе в 1988 году. Халил аль-Вазир, известный по своему полевому прозвищу Абу Джихад, находился вместе с Арафатом, основателем «Фатха», главенствующей фракции в Организации освобождения Палестины. Его обвиняли в череде нападений на израильтян, повлекших за собой их смерть. Одна из бойцов отряда коммандос, которым было поручено его уничтожить, притворялась женщиной, приехавшей в Тунис вместе с возлюбленным, и одно оружие было спрятано в коробке конфет.
В 1995 году основатель группы «Исламский джихад» Фатхи Шикаки был застрелен на Мальте человеком на мотоцикле. Эта атака широко приписывается Израилю.
Моссад также подозревается в убийстве нескольких иранских ученых, работавших над предполагаемой программой ядерного оружия страны. Предполагается также, что в 2008 году в Дамаске было взорвано несколько автомобилей, в результате чего был убит Имад Мугний, верховный главнокомандующий ливанской боевой группировки «Хезболла».
Охота за «Черным сентябрем»
5 сентября 1972 года члены палестинской группы «Черный сентябрь» устроили нападение на израильтян на Олимпиаде в Мюнхене, убили спортсмена и тренера и взяли в заложники еще девять человек.
Заложники погибли позже во время неудачной попытки спасения, организованной полицией Германии, на военном аэродроме близ Мюнхена. В общей сложности, 11 израильтян были убиты в ходе осады, которая потрясла мир и положила начало новой эре глобального терроризма.
В ответ премьер-министр Израиля Голда Меир создала специальное подразделение Моссада, которым было поручено найти всех причастных. Репрессии охватили весь земной шар и продолжались до первого громкого фиаско агентства: случайного убийства марокканского официанта Ахмеда Бушихи в Лиллехаммере, Норвегия. Агенты ошибочно приняли его за главного оперативника «Черного сентября» Али Хасана Саламеха. Несколько человек из Моссада предстали перед судом, что нанесло серьезный удар по репутации агентства.
Фиаско
В 1997 году, во время первого срока Нетаньяху на посту премьер-министра, агенты Моссада пытались убить тогдашнего главу ХАМАС, Халеда Машала, в Аммане, Иордания. Два агента вошли на территорию Иордании с поддельными канадскими паспортами и отравили Машала, когда он покинул штаб ХАМАС, приставив к его уху особое устройство. Вскоре после этого их поймали. Оскорбленный нарушением своего суверенитета, тогдашний король Иордании Хусейн пригрозил аннулировать недавно заключенный мирный договор, если Машал умрет. Израиль в конечном счете отправил противоядие, которое спасло жизнь Машалы, и израильские агенты были возвращены домой. Под давлением Израиль согласился освободить из тюрьмы духовного лидера ХАМАСа Ахмеда Ясина. Глава Моссада Дэнни Ятом после этого случая подал в отставку.
В 2004 году Новая Зеландия ненадолго оборвала связи с Израилем после ареста двух израильтян, подозреваемых в связях с Моссадом. Они пытались обманным путем получить паспорта граждан Новой Зеландии.
В 2010 году Махмуд аль-Мабхух, главный оперативник ХАМАСа, был убит в гостиничном номере в Дубае в ходе операции, приписываемой Моссаду, но никогда не признанной Израилем. Дело привлекло международное внимание, потому что многие из предполагаемых убийц были запечатлены на пленку и обвинялись в использовании поддельных паспортов. Фотографии 26 подозреваемых и их псевдонимы впоследствии попали в список наиболее разыскиваемых Интерполом преступников.