Прошедший вчера, 21 июня Всемирный день гуманизма Россия отметила ярко, с размахом и национальным колоритом. Собравшийся в Осло в 1986 году Всемирный конгресс Международного гуманистического и этического союза утвердил 21 июня как День гуманизма. Видимо, за то, что в этот день над Северным полушарием дольше всего висит Солнце.
В России в этот день было много всякого гуманизма. Собственно, как и в предыдущие и в последующие дни. Находясь под впечатлением Всемирного дня гуманизма следствие отказало в удовлетворении всех ходатайств защиты главы грозненского «Мемориала» Оюба Титиева.
В припадке гуманизма Рособрнадзор решил закрыть Московскую высшую школу социальных и экономических наук, более известную как «Шанинку», по имени первого декана этого вуза, британского социолога Теодора Шанина. Гуманизм Рособрнадзора состоит в том, что выпускники «Шанинки» получали одновременно дипломы Манчестерского университета и, если бы это безобразие продолжалось, эти выпускники могли по неопытности и глупости найти себе работу за рубежом, уехать и до конца жизни страдать в этих лондонах и парижах вместо того, чтобы процветать на Родине.
Режим Асада, существующий исключительно благодаря поддержке Путина, приурочил ко Дню гуманизма артиллерийский обстрел провинции Дераа, в результате чего погибло не менее 20 мирных жителей, а поскольку Асад и его подельник Путин не намерены останавливаться, существует реальная угроза жизни еще 750 тысячам жителей этой сирийской провиции.
Настоящий праздник российские гуманисты устроили вокруг голодовки Олега Сенцова, который уже почти 40 дней отказывается от пищи, требуя освободить всех украинских политзаключенных. Тут развернулись профессионалы гуманизма: уполномоченный по правам человека в РФ генерал полиции в отставке Татьяна Москалькова и ее коллега уполномоченный по правам человека в Ямало-Ненецкого автономного округа, Анатолий Сак, тоже кадровый гуманист, ранее предавался гуманизму в прокуратуре и Федеральной службе судебных приставов.
По сведениям Людмилы Денисовой, уполномоченного по правам человека Верховной Рады, которые она получила от адвоката Сенцова, у голодающего политзека стали отказывать внутренние органы, начались проблемы с почками и сердцем. Российские профессиональные гуманисты видят мир и ситуацию с Сенцовым совершенно другими глазами. В их сообщениях о Сенцове явственно звучит зависть к украинскому режиссеру, которой живет в концлагере «Белый медведь» как на курорте. «Он пьет чистую, свежую воду», - завидует государственный «правозащитник» Анатолий Сак. «Ему поставили капельницу со всеми витаминами и белками, он поправился на два килограмма», - радуется чужому счастью генерал-майор полиции Москалькова.
Идеи гуманизма, возникшие два с половиной тысячелетия назад в античном мире, пробивали себе дорогу с большим трудом. Сегодня формально они признаются почти во всем мире, получив официальное закрепление в документах ООН и других международных организаций. Это формально. На деле контролем за соблюдением прав человека на планете занимается Совет по правам человека ООН, в котором большинство составляют такие страны как Афганистан, Куба, Садовская Аравия, Венесуэла, Ирак, Китай, Конго и другие режимы с отчетливо гуманистическим выражением лица.
Политической оболочкой гуманизма является либерализм, по отношению к которому в России сложилось устойчивое омерзение. Российский телевизор делает все, чтобы при словах «либерал», «гуманист» россияне плевались и искали что потяжелее чем кинуть в исчадье ада. Либерализм и гуманизм полностью вытеснены из российской политики, в российском парламенте нет ни одного человека, который хоть в малейшей степени мог бы считаться носителем этих идей и ценностей. В результате Россия вот уже два десятилетия семимильными шагами удаляется от гуманизма. В итоге этого стремительного движения в стране установлен режим фашистского типа.
Справедливости ради надо признать, что российские гуманисты и их политические представители – либералы – внесли немалый вклад в происходящее. Диагноз российскому либерализму, поставленный 133 года назад Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в сказке «Либерал», за минувшие годы превратился в приговор, не подлежащий обжалованию: либералы в России, как правило, действуют по щедринскому рецепту, то есть «применительно к подлости».
День гуманизма в России никто не заметил, кроме нескольких чудаков, в числе которых был автор этих строк, собравшихся в подвале библиотеки, чтобы обсудить проблемы и вызовы современного гуманизма. Тезисы своего доклада я планирую в ближайшее время опубликовать. А пока главное: гуманизм – живой, развивающийся взгляд на мир. Со времен Протагора, Сократа и Аристотеля он сильно изменился, а его границы, как географические, так и содержательные невероятно расширились. Сегодня гуманизм переживает один из глубочайших кризисов в своей истории, одним из проявлений которого стало возникновение структур, паразитирующих на гуманизме (терроризм и пр.), разветвленной сети квазигуманистических организаций, которые дискредитируют идеи гуманизма. Гуманизм и его политическая оболочка – либерализм – нуждаются в серьезной реформе, глубина которой должна быть сопоставима с Реформацией Лютера. В какой-то степени это вопрос может стать вопросом выживания цивилизации, поскольку альтернативой гуманизму может быть только самоистребление человечества.