На постсоветском пространстве, особенно в России, свою причастность к большой политике пытается показать каждый персонаж, дорвавшийся до власти. Все без исключения чиновники, госслужащие и должностные лица готовы по любому поводу противостоять Западу, не обращая внимания на свою некомпетентность, а иногда и вовсе не понимая сути вопроса. Очередная антизападная истерия и появление народа-богоносца совпали с появлением интернета, и если в прошлые разы это было полностью контролируемо властью, то теперь проецируемая ненависть и пропаганда начинает жить независимо от государственной целесообразности.
В странах с развитыми институтами демократии эту проблему эффективно решили с помощью признания незыблемого права граждан на свободу слова, которая, конечно, ничего общего не имеет с жалкой имитацией на постсоветском пространстве. Свобода слова — это равноправие между гражданином и государством, при этом если гражданин вправе пользоваться свободой слова во всех случаях, которые прямо не запрещены законом, то государство может пользоваться этим правом только в параметрах прописанного законодательства.
В критерии большой политики, несомненно, входит все, что является объединяющим фактором всех стран участниц ООН, и право на проведение мундиаля, без сомнения, является одним из инструментариев признания и доверия между государствами. То, что Россия после аннексии Крыма сохранила за собой это право, ставит весь Западный мир в двусмысленное положение, но это стало возможным исключительно по вине Украины. Украина обязана была в 2014 году прервать свое участие в этом международном чемпионате и призвать последовать этому примеру все страны члены ООН, так как любой вид аннексии недопустим Уставом этой организации.
Украина не просто промолчала, она до последнего сама участвовала в отборочных матчах и полностью легитимизировала проведение этого международного мероприятия в юрисдикции России. Мир попал в явно гибридную ситуацию, где Россия в контексте Устава ООН является и преступником и поощрямым членом организации, с правом принять и обеспечить в своей юрисдикции одномоментное нахождение сборных всего мира, прошедших отборочный этап соревнования, и стать точкой единения всего международного сообщества.
Поэтому встреча Путина и Трампа, назначенная на 16 июля, на следующий день после проведения Чемпионата мира по футболу становится отправной точкой в дальнейшем отношении к агрессору, рождая прецедент в отношении аннексированной территории, которая уже конституированна в территорию агрессора. По этой причине США и Великобритания спешно и максимально возможно расширили свои расследования в отношении хакерских атак и отравления Скрипалей, и оформили эти неправомерные действия до состояния наложения международных санкций, которые, помимо Крыма, легитимировали экономическое и политическое давление на Россию. Я не берусь утверждать, что аннексия Крыма полностью сойдет с рук Кремлю и Лубянке, но то, что после зимней Олимпиады 2014, Россия совершила ряд международных преступлений и в одностороннем порядке отказалась выполнять многие международные договоренности и обязательства, и при этом осталась постоянным членом Совбеза ООН — это уже свершившийся факт.
После встречи Путина и Трампа будет окончательно ясно, что ждет человечество — ультиматум агрессору и продолжение эволюционного развития или делегитимация международного права и создание новых условий мирового порядка.
Наталья Гулевская