Если вы верите, что дипломатия способна решать проблемы, - по крайней мере, частично, - то вы знаете, что странам приходится осознанно и очень осторожно вести переговоры со своими злейшими врагами.
Поэтому совершенно естественно, что президент Соединенных Штатов встретится с президентом России, даже таким проблемным и циничным, как Владимир Путин. Президенты США, от Эйзенхауэра до Джорджа Буша-старшего, проводили встречи с советскими лидерами на протяжении всей Холодной войны.
Но неестественным можно назвать тот факт, что обе стороны отчаянно жаждут использовать саммит для удовлетворения интересов России.
Представители администрации, обсуждая предстоящую встречу президента Дональда Трампа с Путиным в Хельсинки, не дают намеков на то, чего Трамп хочет достичь благодаря этой встрече, и какие интересы США он стремится продвигать. Нам говорят, что Америке нужны «хорошие отношения» с Путиным.
Между тем, совершенно ясно, какие интересы России намерен продвигать Путин.
Во-первых, он хочет смягчить давление и санкции в отношении России, введенные в ответ на ее агрессию против Украины. И конечно же, на недавнем саммите G-7 в Канаде Трамп выступал за возвращение России и дошел до того, что оправдал незаконную аннексию Россией Крымского полуострова тем, что там живет много русских.
Во-вторых, Путин стремится ослабить западный альянс и подорвать сплоченность объединенной Европы, которую он воспринимает как угрозу для России. Это давние российские цели.
И, готовясь принять участие в саммите НАТО перед своей встречей с Путиным, Трамп, точно по указке, почти ежедневно наносит устные оскорбления ближайшим союзникам Соединенных Штатов.
Он преуменьшил значение НАТО и даже придерживается представления о том, что Соединенные Штаты должны выйти из альянса. Более того, восхитившись Брекситом, он призвал другие страны покинуть Европейский Союз, хотя это сведет к нулю десятилетия американской стратегии поддержки единой Европы как источника стабильности на континенте. В довершение всего, он начал торговую войну, введя тарифы против наших европейских и канадских торговых партнеров.
В-третьих, Путин надеется, что мир забудет или предпочтет смотреть сквозь пальцы на то, что Россия вмешалась в выборы в США в 2016 году.
И как отвечает Трамп? Он пишет в Twitter: «Россия продолжает говорить, что не имеет никакого отношения к вмешательству в наши выборы!». Похоже, он полагает, что слова Путина более весомы, чем единодушные выводы американских спецслужб. И его администрация практически ничего не делает, чтобы предотвратить дальнейшее вмешательство России в выборы 2018 года.
Наконец, Путин хочет, чтобы мир принял режим геноцида Асада, восстановившего свое господство над подавляющим большинством сирийской территории.
И Трамп ясно заявил, что, несмотря на возражения своих советников, он хочет, чтобы войска США покинули Сирию, чем скорее, тем лучше. Уже сейчас Соединенные Штаты заявили умеренным оппозиционным группировкам на юге Сирии, что они больше не должны рассчитывать на американскую помощь, и что они сопротивляются силам Асада на свой страх и риск. Как и ожидалось, российские авиаудары их истребляют.
Но, может быть, здесь, по крайней мере, мы можем обнаружить общий интерес США и Израиля, который мог бы спасти этот саммит.
Есть предположения, что Россию можно убедить изгнать Иран из Сирии или хотя бы существенно ограничить его военное присутствие. Это могло бы значительно снизить риск, который представляют для Израиля иранские ракеты, беспилотники и базирующиеся в Сирии шиитские группировки.
Такая договоренность могла бы сопровождаться российскими гарантиями свободы действий Израиля против иранских или других угроз в Сирии, при условии, что российские войска не пострадают, а режим Асада не подвергнется риску.
В течение трех лет, благодаря умелой дипломатии премьер-министра Нетаньяху и точным операциям ЦАХАЛ, Израиль как при Обаме, так и при Трампе успешно уничтожал иранское оружие и силы в Сирии, избегая при этом российского гнева.
Заключив подобную договоренность, Трамп сможет представить свое решение облегчить положение России в Европе и вывести американские войска из Сирии как победу: он заканчивает военное участие США на Ближнем Востоке и подрывает региональные амбиции Ирана, защищая Израиль от явной и настоящей опасности.
Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. И вот почему.
Во-первых, цена. Такая сделка, даже если она будет соблюдена, принесет невообразимый вред интересам США в Европе. Соединенные Штаты, по сути, могут «променять Украину на Сирию»: счесть захват некоторых регионов Украины платой за то, что Россия изгонит Иран из Сирии.
Израильтяне, сосредоточенные на региональной динамике и угрозах, с которыми они сталкиваются, горячо поддержали бы такое соглашение.
Но ни один американский стратег не стал бы предоставлять России свободу действий в Восточной и Центральной Европе даже за благородное дело по сдерживанию Ирана, если только этот «стратег» не пытается ликвидировать западный альянс. На Украине все не закончится. Даже израильтяне должны признать, что роспуск НАТО – слишком высокая цена за вывод Ирана из Сирии.
Во-вторых, надежность. Описанная здесь «сделка» делает Россию единственным субъектом, определяющим то, что может происходить в Сирии. И если в интересах Путина значится ограничение Ирана, то он это сделает. А если он поймет, что сможет достичь регионального превосходства, будучи более снисходительным по отношению к иранским амбициям - его ничто не остановит. Израиль по-прежнему сможет защищать себя. Но стратегическая выгода иранского отката зависит от одного фактора: слова Путина. Кто захочет основывать любую стратегию на доверии к нему?
Израильтяне, обеспокоенные иранской угрозой, по понятным причинам надеются, что Трамп добьется своего в Хельсинки. Но курс, которого он придерживается, приведет лишь к победе одного игрока: России.
И Нетаньяху, поклоннику Черчилля, стоит вспомнить его слова: «Миротворец - это тот, кто кормит крокодила, надеясь, что его съедят последним».