Нет ни одной очевидной причины, почему Нетаньяху должен верить тому, что президент России оттеснит иранских подручных от израильской границы. Так почему Нетаньяху поддерживает ложь Путина?
В сентябре 1999 года жители жилого дома в городе Рязань обнаружили в подвале мешки с взрывчатыми веществами. Они поспешили обраться к властям, которые подтвердили угрозу, обезвредили бомбу и арестовали преступников.
На следующий день злоумышленников выпустили на свободу - по некоторым данным, они были агентами российской разведки. Правительство заявило, что бомбы не было и что это были просто учения.
Жители были настроены скептически, но, как сказал один из них в интервью LA Times, «мы все думаем, что нам лучше не спорить, или нас действительно взорвут». И его слова имели под собой основание: многие россияне, которые оспаривали заявления правительства об этом инциденте, ушли из жизни при подозрительных обстоятельствах.
Тем не менее, один участник инцидента, в частности, от него выиграл. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху недавно встретился с ним на Чемпионате мира по футболу, чтобы обсудить присутствие Ирана в Сирии, и выступил с заявлением о том, что Россия оттеснила иранских приспешников на «десятки километров» от израильской границы.
Президент России Владимир Путин, в то время глава разведывательной службы России, обвинил чеченских террористов в организации рязанского инцидента, а также в череде реальных взрывов в российских многоквартирных домах, в результате которых погибло около 300 человек, и на следующий день пошел войной на сепаратистский регион Чечни. Путин использовал свою роль в этой войне, чтобы изобразить себя бдительным покровителем, стоящим на страже безопасности россиян, стал президентом и склонил Россию в сторону авторитаризма. И в то время как масштабы российского влияния в социальных сетях становятся известны по всему миру, Израилю стоило бы вспомнить эту старую и более низкотехнологичную разновидность информационной войны.
Это фундаментальный парадокс: как рязанский инцидент одновременно был безвредным учением и последней каплей в преддверии широкого наступления на чеченскую столицу? Путин сказал и то и другое, но одно из этих утверждений должно быть ложью.
Если мы сегодня обратим внимание на действия России близ границы Израиля, мы заметим парадокс, стоящий в основе сирийской политики Нетаньяху: как Россия могла одновременно стать главным агентом иранской экспансии и союзником Израиля в вытеснении Ирана?
И то и другое не может быть правдой. Одно из этих утверждений - ложь.
Нетаньяху не может позволить себе долго разбираться в том, где тут правда, а где обман. Сирийский режим вошел в главную фазу сокрушительного наступления на оппозиционные силы в южной Сирии, которая граничит с Израилем. В ходе атаки было убито более 250 мирных жителей, в том числе бойцы российских военно-воздушных сил и поддерживаемые Ираном боевики. В последних новостях говорится об исходе десятков тысяч мирных жителей, бежавших в сторону границы с Израилем.
И, как справедливо заметил аналитик «Haaretz» Зви Бар'ель, «Израиль считается стороной, которая дала «зеленый свет» на вступление сил Асада в южную Сирию, поверив обещанию России избавиться от иранских сил».
Учитывая то, что Нетаньяху уделяет особое внимание сдерживанию Ирана, российское участие является обязательным. Израиль не хочет, чтобы иранские боевики находились вблизи его границы, тем более что многие из них заявили о своих намерениях напасть на Израиль. Однако Россия именно этому и способствует.
Многие международные наблюдатели недооценивают масштабы участия Ирана в нынешнем наступлении режима, возможно, из-за российских заявлений о том, что Иран должен покинуть этот район или из-за многочисленных наигранных иранских отступлений, которые оказались уловкой. На самом деле, союзник Ирана, группировка «Лива аль-Зульфикар» была важной частью штурма Буср-эль-Харира, первого крупного города, который попал в руки поддерживающих режим сил в ходе нынешнего наступления. Недавно командир Корпуса Стражей Исламской революции был убит в Дейр-аль-Адасе, северных воротах к Голанским высотам. Аналогичным образом, поддерживаемая Ираном группировка «Абу Фадель аль-Аббас» недавно появилась в прифронтовом городе Даэль за 30 км от Израиля.
В начале этого месяца активисты Даэля поделились фотографией лидера «Абу Фаделя аль-Аббаса», Абу-Аджиба, разговаривающего с российским генералом. Местные жители говорят, что фотография была сделана в школе имени мученика Фаиза аль-Джамуса на северо-западе Даэля. Режим Асада не контролировал Даэль до этого месяца, поэтому фотография, должно быть, была сделана совсем недавно.
Российский лидер Владимир Путин едва ли отводит Иран от израильской границы. Иран и Россия даже стали сотрудничать еще теснее. Но это та же коварная двойная игра, которую Путин вел в Рязани 30 лет назад.
Точно так же, как те же взрывы во многоэтажках не могут быть как обычным учением, так и поводом для объявления войны, мы знаем, что Россия не может прикрывать Иран с воздуха в продвижении к Израилю и в то же самое время выступать в роли израильского союзника в борьбе против Ирана. Более того, в тот же день, когда была опубликована вышеупомянутая фотография, министр иностранных дел России Сергей Лавров решительно отступил от своей позиции, что «все иностранные силы», включая иранских доверенных лиц, должны покинуть Сирию.
Но цель Путина - не фактическая точность и последовательность. Он должен подложить пресловутую бомбу на порог Израиля: поставить перед ним смертельную угрозу, дать понять, что именно он за этим стоит, и оставить достаточно места, чтобы Израиль сделал вид, что они союзники.
Этот режим информационной войны опирается на страх целевой аудитории перед Путиным. Он хочет, чтобы Израиль сказал то же, что однажды сказали жители русской многоэтажки: «Нам лучше не противоречить им, или они действительно нас взорвут».
К сожалению, похоже, Нетаньяху угодил в эту ловушку. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 30 мая, что все иранские доверенные лица должны покинуть Сирию; «Хезболла» атаковала соседний с Голанскими высотами город еще 9 июля; Нетаньяху, тем не менее, объявил через несколько часов, что иранские доверенные лица отступили на «десятки километров» от границы с Израилем. Короче говоря, Нетаньяху поддержал ложь Путина.
Нетаньяху полагает, что обещания Путина, данные в Москве две недели назад, будут выполнены, хотя слова Лаврова шестинедельной давности оказались пустыми, особенно сейчас, когда Россия и Иран усилили давление на свои рычаги, захватив большую часть юго-западной Сирии. Израиль должен понять, что если он сейчас продолжит молчать, иранские сообщники в конечном итоге обязательно доберутся до его границы.
Но Израиль не должен следовать этому грязному сценарию. Президент Дональд Трамп выказал твердое желание поддержать Израиль, и инициативы по санкциям против иранских доверенных лиц получили двухпартийную поддержку в Конгрессе США. Израиль может обрести новую поддержку США против лжи Путина, потребовав, чтобы альянс Асада больше не расширял свои границы.
Нетаньяху должен разорвать свою договоренность с Путиным – российский президент все равно не соблюдает условия - и призвать США защитить остатки оппозиции в борьбе с российско-иранским альянсом в Сирии.