Чемпионат мира по футболу уже завершился. Он начался 14 июня, финальная игра прошла 15 июля. Болельщиков ждало множество сюрпризов: из группы не вышла сборная Германии, на стадии игр навылет проиграли Бразилия, Аргентина и Испания.
В начале ЧМ-2018 было очень трудно угадать, кто станет чемпионом мира, но зато победителями уже тогда можно было назвать многие компании, которые хорошо заработали на празднике футбола. По данным медиагруппы РБК, он обошелся России в $14 млрд. Таким образом, ЧМ-2018 стал самым дорогим в истории.
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми фактами, связанными с финансовой стороной проведения ЧМ этого года.
Доллары и рубли
Ссылаясь на данные бюджета и правительства России, РБК оценила в $14,2 млрд расходы на строительство и ремонт инфраструктуры (аэропорты, высокоскоростные железнодорожные линии, гостиницы и стадионы) для проведения мирового первенства. В пересчете на российские рубли сумма достигла 883 млрд. Российский бюджет потратил на ЧМ 678 млрд рублей ($11,7 млрд), остальную часть расходов взяли на себя российские регионы, в которых проводились матчи чемпионата.
Москва и Санкт-Петербург доплатили еще по 100 млрд рублей ($1,6 млрд) каждый, города поменьше внесли меньше средств.
Больше и еще больше
Кажется, на футбол потратили огромные деньги, но, хотите верьте хотите нет, на Зимние олимпийские игры в Сочи в 2016 году Россия выделила еще больше денег.
По данным российской деловой газеты «Ведомости», общая стоимость подготовки к Играм в Сочи достигла $45 млрд. Таким образом, сочинские игры стали самыми дорогими в истории Олимпиад. Причем как зимних, так и летних. Заместитель премьер-министра Дмитрий Козак, который руководил подготовкой к Олимпиаде, в феврале 2013 году оценил ее стоимость еще выше – в $51 млрд.
Мораль этой истории такова: Россия явно не скупится на крупные спортивные мероприятия.
На что Россия потратила деньги?
По данным ФИФА, во время подготовки к играм Россия построила 12 новых стадионов общей вместимостью 550,000 зрителей, 12 новых дорог, 11 новых терминалов в аэропортах и три станции метро. Также были возведены 12 новых электростанций, было построено и отремонтировано 13 больниц и 27 гостиниц по всей стране. Хочется верить, что им найдут достойное применение после Чемпионата.
Права на телевещание - $3 млрд
Чемпионат мира – телевизионный феномен, благодаря которому растет уровень продаж в год его проведения. Однако права на трансляцию матчей стоят недешево.
В 2014 году ФИФА заработала $2,4 млрд на продаже прав на телевещание турнира. В этом году ФИФА заявляет о том, что права на трансляцию ушли за $3 млрд, то есть на 25% дороже. Как ни удивительно, но еще в 2002 году, когда Чемпионат мира проходил в Южной Корее и Японии, права на трансляцию собрали всего $1,2 млрд.
Где все спонсоры?
ФИФА предложила на продажу 34 спонсорских слота, но лишь 19 компаний откликнулись на предложения, большинство из России, Китая и Катара (который нагнетает ажиотаж перед собственным ЧМ, который пройдет в 2022 году). Среди китайских спонсоров были замечены компания-производитель мобильных телефонов Vivo, производитель телевизоров Hisense, производитель электроскутеров Yadea, молочная компания Mengniu и компания Dalian Wanda, которая владеет американской сетью кинотеатров AMC.
Несмотря на демарш спонсоров, консалтинговая фирма KPMG оценивает прибыль от спонсорских сделок на уровне $1,6 млрд.
Хорошо, со спонсорами все ясно. А болельщики где?
По данным Statista, на ЧМ-2018 из-за границы приехали около 1 млн болельщиков, а на 12 стадионах в России побывали около 3 млн человек. По данным ФИФА, матчи ЧМ посетили 2,6 млн человек. Это лишь 0,1% от 3 млрд любителей футбола, которые наблюдали за перипетиями чемпионата по телевизору.
По официальным данным ФИФА, было продано 98% билетов. Однако во время некоторых матчей были заметны пустые места на трибунах.
Повышение цен на билеты
Что отпугнуло болельщиков? Отчасти политические противоречия, связанные с Россией, а также американские санкции и обвинения Великобритании в том, что Кремль руководил осуществлением убийств на ее территории. К примеру, американцы без всякой охоты отправлялись в Россию: в этом году американцы купили наполовину меньше билетов, чем за 4 года до этого, когда ЧМ проходил в Бразилии. При этом перед самым началом чемпионата американцы купили больше билетов, чем граждане какой-либо другой страны, не считая россиян.
Высокие цены также повлияли на продажи, по крайней мере, на групповом этапе. Самые дешевые билеты для иностранцев продавались по $105 за штуку, в то время как граждане России могли купить билеты по $20. Цены на билеты на финальный матч доходили до $1,100. Это на 10% больше по сравнению с 2014 годом, когда официальная цена билетов не превышала $990.
Большой приз (и маленькие призики)
Победители (и проигравшие) ЧМ этого года получат на 11,7% больше призовых средств ($400 млн общая сумма), чем после ЧМ-2014 в Бразилии ($358 млн). Французы, чемпионы мира, увезли с собой $38 млн, серебряные призеры сборная Хорватии получила $28 млн, занявшие третье место бельгийцы забрали $24 млн, а ставшие четвертыми англичане - $22 млн.
Команды, проигравшие в четвертьфинале, получили по $16 млн каждая, проигравшие в 1/8 финала - $12 млн каждая. 16 команд, которые не смогли выйти из групп, отправились домой с $8 млн каждая.
Общая картина
После завершения турнира, радости чемпионов и слез проигравших, Россия, судя по всему, не сможет воспользоваться долгосрочными преимуществами от своих огромных инвестиций. В июне Moody’s Investors Service отметила, что в период с 2013 по 2017 год капитальные инвестиции в России в подготовку к Чемпионату мира составили лишь 1% от общего объема инвестиций. По сравнению с российской экономикой, общий объем которой составляет $1,3 трлн, $14 млрд, потраченные на инфраструктуру, едва достигают 1% - даже меньше, если принять во внимание, что эти средства были потрачены в течение нескольких лет.
Moody's заключила, что как только ЧМ завершится и игроки отправятся домой, «мы ожидаем, что Чемпионат мира не окажет какого-либо значительного влияния на рост экономики» России.