Михаил Жаров - знаменитый советский актер театра и кино, народный артист СССР, один из самых популярных героев кинематографа середины ХХ в. . Он настолько убедительно вживался в свои роли, что его в реальной жизни принимали за своего и воры, и бильярдисты, и милиционеры, и даже… пьяницы. Хотя на самом деле Жаров был далек от созданных им экранных образов и очень тяготился своей популярностью, из-за которой часто попадал в неприятные ситуации…
Родители Михаила Жарова не имели никакого отношения к искусству, однако сам он с детства увлекался театром. В 16 лет он случайно попал в массовку спектакля в театре Зимина, затем сыграл эпизодическую роль в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» и тогда твердо решил, что свяжет свою жизнь именно с этой профессией. В течение двух лет он работал статистом и получал за это мизерную зарплату, но своего решения не изменил.
В 1920-1930-х гг. Михаил Жаров был уже известным театральным актером, однако настоящая популярность пришла к нему после роли вора Жигана в фильме «Путевка в жизнь». Вначале он не соглашался на эту роль, не понимая, почему режиссер видит его в образе жулика и убийцы. На что тот ему ответил: «Потому, что ты не похож на жулика, а тем паче на убийцу». И в роли главаря воровской шайки Жаров был настолько убедителен, что в криминальной среде его тут же приняли за своего. Он стал замечать, что в общественном транспорте на него с подозрением косятся пассажиры, прижимая обеими руками свои сумки. А однажды в магазине у него украли кошелек. На выходе актера остановил какой-то верзила и отдал украденное со словами: «Товарищ Жаров, вот ваша трешка. Эта сявка своих не узнает». Такой популярности он был совсем не рад.
Вскоре он стал настолько знаменит, что зрители караулили его на каждом шагу, поджидая у черного входа в театр и преследуя на улицах. В фильме «Возвращение Максима» Жаров сыграл конторщика Дымбу, который в одном из эпизодов пел песню: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить». Везде, где актер появлялся, его тут же окружали мальчишки, орущие эту песню. Не выдержав такого внимания к своей персоне, Жаров подал заявку, чтобы ему выделили личный автомобиль, хотя до этого никогда для себя ничего не просил.
Как-то раз в элитном санатории актер встретил Сталина, и тот сам подошел к нему со словами: «А я вас знаю!». Жаров растерялся и сказал первое, что пришло в голову: «К сожалению, меня все знают…». Его и правда знали абсолютно все. Незнакомцы часто предлагали ему с ними выпить, хотя в реальной жизни он был равнодушен к спиртному, поклонницы атаковали актера, не сомневаясь в том, что он такой же ловелас, как на экране. Хотя на самом деле Жаров был женат несколько раз, он никогда не пользовался своей славой для того, чтобы покорять женщин. И хотя ему приходилось разбивать сердца, сам он тоже за это поплатился.
Впервые актер женился еще в 19-летнем возрасте, но вскоре ушел от жены ради другой женщины – актрисы Людмилы Полянской. Но и второй брак не был счастливым – двое детей Жарова умерли младенцами. А в 1943 г. на съемках фильма «Воздушный извозчик» он встретил женщину, которая стала для него роковой. Это была молодая актриса Людмила Целиковская, и по сюжету они должны были сыграть влюбленную пару. Никто не предполагал, что эти роли им придется сыграть и в реальной жизни. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте и на то, что у обоих были семьи, они вскоре стали парой.
Ради своей третьей жены Михаил Жаров был готов на все, но она поступила с ним так же, как он когда-то со своей первой женой. Актриса полюбила другого и ушла из семьи. Говорят, чтобы ее вернуть, Жаров потратил целое состояние, купив редкий по тем временам черный жемчуг, но и это не помогло. Актер так тяжело переживал расставание, что у него даже случился микроинфаркт. Позже Людмила Целиковская признавалась: «Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна» (архитектора, который стал ее следующим мужем).
Четвертая жена Михаила Жарова была моложе его на 30 лет. Майя Гельштейн была дочерью известных врачей и, казалось, стала идеальной спутницей своего знаменитого мужа. Но вскоре судьба снова жестоко обошлась с актером: родителей жены арестовали по сфабрикованному «делу врачей», а его самого сняли с поста секретаря партийной организации и перестали снимать в кино. Их дочь Анна рассказывала: «После войны Сталин приказал посадить в тюрьму всех причастных к громкому «делу врачей». В тюрьму попали родители мамы. Папа лично ходил к Сталину и просил, чтобы их отпустили. Но Иосиф Виссарионович не согласился, после этой встречи у отца начались проблемы в родном Малом театре». Только после смерти Сталина ему удалось снова вернуться на съемочную площадку.
В 1970-х гг. к Михаилу Жарову пришла новая волна популярности – в качестве режиссера и актера он создал один из самых ярких своих образов, который стал его визитной карточкой, – участкового Анискина. Но на эту роль ушли его последние силы. После съемок актер тяжело заболел, его забрали в больницу с диагнозом «аневризм аорты», но оказалось, что проблема была в аппендиците. У Жарова начался перитонит, и 15 декабря 1981 г. он ушел из жизни. До последних дней актер оставался народным любимцем, который и в ролях злодеев, и в образах героев пользовался одинаковой популярностью.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/151217/37048/