Четыре года назад в Донбассе во время минометного обстрела погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк (репортер) и Антон Волошин (оператор).
Они прибыли на территорию Украины без разрешения властей, не были аккредитованы в пресс-центре АТО и, следовательно, не имели легальных прав работать в зоне вооруженного конфликта.
Более того: в момент гибели, Игорь Корнелюк был одет в камуфляж без опознавательных знаков и без надписи пресса или ТВ и внешне ничем не отличался от сепаратистов.
Кроме этого, Корнелюк не был обеспечен необходимыми средствами защиты: на нем не было бронежилета и каски. То есть люди, которые его послали в горячую точку не предприняли никаких усилий для того, чтобы обеспечить ему самый элементарный уровень безопасности.
Однако никто в руководстве ВГТРК не ответил за эту вопиющую безответственность, повлекшую гибель людей. Все официальные средства массовой информации единодушно осудили "подлое убийство" журналистов украинскими военными. И прямо обвинили в нем официальный Киев.
Всякие попытки независимой прессы привлечь внимание публики к тому, что по меньшей мере часть ответственности должна лежать на тех, кто организовал эту командировку, гневно осуждалась официальными властями и подконтрольными им медиа как способ "отвлечь внимание" от истинных виновников гибели журналистов.
Теперь посмотрим, что происходит вокруг обсуждения убийства в ЦАР Джемаля, Расторгуева и Радченко. Тут мы наблюдаем ровно противоположный подход тех же самых персоналий и тех же СМИ: никого не интересует - кто же собственно их убил? Все внимание сосредоточенно на недочетах в организации самой поездки.
И вот эта инверсия заставляет меня разобраться в ее причинах поподробнее. Может быть властей раздражали сами погибшие? Маловероятно.
Джемаль был вполне "ихний". Освещал войну с Грузией с правильной стороны, как всякий фундаменталист был против либералов и т.д.
Расторгуев? Возможно. Но тоже - не очевидно. Его фильм "Срок" про роман К.Собчак и И.Яшина, в котором весь протест 2011 - 2012 г.г. (включая Немцова и Навального) идет лишь как фон к этой приторной "лав стори" (которая, кстати, предсказуемо закончилась раньше, чем мы увидели этот фильм о ней), я, лично, не воспринимаю иначе, как издевательство над протестом и подарок для кремлевских пропагандистов.
Радченко тоже не мог вызывать большой изжоги. Иначе бы ему не позволили работать в Сирии среди российских военных. А он там работал и много.
Очевидно, что это попытка выставить в невыгодном свете Михаила Ходорковского как человека, спонсировавшего эту поездку. И спихнуть на него вину за гибель журналистов. Но мне кажется, что это также абсурдно, как винить в гибели Корнелюка и Волошина Минфин, который выделяет деньги для ВГТРК.
Я уверен, что кремлевские сидельцы это понимают. И если бы задача состояла в том, чтобы использовать этот повод для диксредитации МБХ, то они бы не занимались этим с таким очевидным усердием, которое мы сейчас наблюдаем.
Сдается мне, что тут проблема глубже. Смотрите сами: все контакты в ЦАР им дал человек из ФАН, т.е. организации, тесно связанной с Пригожиным. До сих пор неизвестно существует ли в природе "сотрудник ООН Мартин фамилиюнепомню", куда-то подевался проводник, которого с момента убийства никто не видел. Непонятно почему они в последний момент резко поменяли маршрут и почему поехали в ночь и т.д.
Мне кажется что российские официальные лица и подконтрольные им СМИ так активно концентрируются на обсуждении ответственности Ходорковского только лишь отчасти потому, что хотят лишний раз его пнуть. На самом деле основная причина кроется в том, что они хотят отвлечь внимание от поиска собственно убийц журналистов.
Они прекрасно знают, что рано или поздно убийцы будут найдены. Слишком много ниточек ведет к ним и слишком много следов они оставили как в он-лайне, так и в офф-лайне. Многое уже сейчас становится ясно. А скоро станет и совсем понятно.
А заодно станут ясны и масштабы присутствия российских военизированных подразделений и спецслужб в ЦАР и их деловые интересы. Очевидно, что они хотели бы все это до поры до времени скрыть.
То есть забивая информационного пространство потоком разоблачений Ходорковского и коняхинского ЦУРа, Кремль добивается того, чтобы интерес к публики к этой теме как можно быстрее остановился на формуле "ясно, ясно - Ходорковский просрал проект" и затем постепенно угас.
И к тому моменту когда пойдет настоящая фактура (а она, сдается мне, будет ужасающей и кровавой, и эпизод с журналистами будет маленькой розочкой на этом чудовищном торте) интерес к ней публики будет стремится к нулю.
Мы не раз уже были свидетелями этого любимого Кремлем трюка. Вот и в этот раз мы не избежим его повторения...