Иначе, как торжеством абсурда, все, происходившее на улицах Москвы в минувшее воскресенье, назвать невозможно… В этот день горожане и гости столицы, оказавшись в центре нашего города, имели возможность насладиться зрелищами на любой вкус. Вот стоишь возле сцены, что за ночь выросла на Охотном ряду, слушаешь концерт мастеров разнообразных искусств, чуть отошел – и оказался в окружении ряженых, скоморохов, каких-то сказочных существ, которые вокруг тебя пляшут и кривляются. А из ларечков, что понатыканы повсюду, доносятся чарующие ароматы разнообразной снеди – жареных сосисок, выпечки, вареной кукурузы, шаурмы… И тут же поблизости организованы шумные и веселые игрища для детей, а чуть-чуть поодаль реконструкция рыцарских поединков, звон мечей и скрежет доспехов. А стоит завернуть за угол Колонного зала, как взору предстает картина разгона мирной демонстрации силами правопорядка. Даже не сомневаюсь, что многие сочли это зрелище очередным театрализованным представлением. Однако, приглядевшись повнимательнее, можно было заметить, что уж больно ожесточенно менты лупят дубинками молодежь, а, когда парня волокут за ноги, за руки в автозак, это совсем не похоже на спектакль.
По данным ОВД-инфо, 9 сентября, во всеобщий день голосования, в Москве было задержано 48 человек, а всего по стране на акциях против повышения пенсионного возраста, которые организовала команда Алексея Навального, – 1195. Рекордсменом стал Питер. В северной столице задержанию подверглись 623 человека. Окончательных цифр еще нет, но уже понятно, что в этот раз по итогам акции 9 сентября сотни людей окажутся за решеткой – суды по всей стране только набирают обороты. В Москве против двух демонстрантов возбуждены уголовные дела, их обвиняют в насилии над полицейскими. Наиболее яростно и жестко полицейские и бойцы Росгвардии на этот раз вели себя в Питере. По словам местного депутата Бориса Вишневского, в Петербурге 9 сентября получила принципиально новую трактовку статья Административного кодекса, которая предусматривает арест за неповиновение сотрудникам сил правопорядка. Если раньше в протоколах писали, например, «оказывал неповиновение при препровождении в полицейский автобус», то теперь вдруг выяснилось, что для применения арестной статьи факт физического сопротивления совсем не обязателен. Достаточно написать в протоколе «задержанный не реагировал на призыв разойтись», и наш самый справедливый суд в мире легко сочтет это «неповиновением» и отправит человека в спецприемник.
Вполне вегетарианское число задержанных в Москве объясняется просто. Местная администрация не хотела, чтобы в медийном пространстве протестная повестка захлестнула праздничную. Полноценному триумфу Сергея Собянина на выборах мэра Москвы ничто не должно было помешать. Тем более многочисленные репортажи о полицейском беспределе и массовых задержаниях. Поэтому 9 сентября в Москве полиция лютовала умеренно.
Нет никаких сомнений в том, что создание активной региональной сети, которая живо реагирует на призывы лидера, пока одно из главных политических достижений Алексея Навального. Учитывая очевидное сползание страны в самые разнообразные жестокие кризисы и, соответственно, неизбежный рост протестных настроений, наличие подобной широкой структуры может оказать решающее влияние на развитие оппозиционного движения, на перспективу перелома ситуации.