«Доживем до понедельника»: Почему руководство Госкино требовало запретить съемки

«Доживем до понедельника»: Почему руководство Госкино требовало запретить съемки

50 лет назад вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Он стал визитной карточкой актрисы Ирины Печерниковой и очередной творческой вершиной Вячеслава Тихонова. У зрителей киноповесть пользовалась невероятной популярностью, а чиновники видели в ней угрозу и препятствовали ее выходу на экраны. Для многих актеров фильм стал знаковым, а Вячеславу Тихонову помог отказаться от решения уйти из кино. Если бы не эта роль, зрители никогда бы не увидели Штирлица в его исполнении.

В основу сценария легла повесть Георгия Полонского «Доживем до понедельника». По ней он создал сценарий, который стал его дипломной работой на Высших сценарных курсах. Это было первое произведение 28-летнего автора, и никто не ожидал от начинающего писателя и драматурга такой психологической достоверности и глубины. По его замыслу, главный герой, учитель истории Мельников, – человек зрелый, немало повидавший, фронтовик с тяжелым ранением. Поэтому автор был категорически против кандидатуры Вячеслава Тихонова – он был слишком молод и красив для этой роли. Однако возрастной грим и талант актера сделали свое дело, и образ получился очень убедительным.

Сам Тихонов тоже не сразу согласился на участие в съемках. До этого он исполнил роль князя Андрея Болконского в «Войне и мире», что далось ему ценой невероятных душевных усилий, к тому же результатом он остался недоволен («Ну какой я князь? Посмотрите на мои руки!»). Он настолько не нравился себе в этой роли, что даже всерьез думал о том, чтобы уйти из кино. Его герой, учитель истории Мельников, тоже находился на перепутье, у него менялось отношение к профессии и происходила переоценка жизненных приоритетов, из-за чего он сомневался в том, имеет ли он право преподавать. Именно из-за близости внутренних конфликтов актера и героя Ростоцкий и настаивал на том, чтобы эту роль сыграл именно Тихонов.

По поводу этого образа у актера было много сомнений: «Я дважды отказывался, потому что после четырех лет, проведенных в мире Льва Толстого, не хотел играть роль учителя. Решился после того, как Станислав Ростоцкий поставил жесткое условие: «Если ты мне друг – будешь играть!» … Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться… В картине я играл и свои собственные переживания. А позже понял, что благодаря этому фильму обрел веру в свои силы и вернулся в кинематограф».

Для многих молодых актеров участие в фильме Тихонова стало настоящим подарком судьбы. Работа с мэтром и привлекала их, и пугала одновременно. Ирина Печерникова рассказывала: «Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая. Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: «Ира, посмотрите, какая красота!», и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой. Хотя он для меня всегда был просто очень любимым артистом».


На роль учительницы английского языка, которую сыграла Ирина Печерникова, пробы проходили Светлана Светличная и Валентина Шендрикова, но режиссер выбрал «незасвеченное лицо». Эту роль Печерникова сыграла на одном дыхании, хотя поначалу тоже хотела от нее отказаться: «Я без вдохновения отнеслась к предложению сниматься в фильме про школу. Подумалось, что будет типичная идеологическая ерунда. Но прочла сценарий и загорелась! Вообще съемки в «Доживем до понедельника» работой никак не назовешь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо, И когда сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только радовалась».

Зрители могли бы никогда не увидеть этого фильма, так как руководству Госкино история о немолодом учителе, переживающем период переоценки ценностей, показалась слишком острой. К тому же, чиновники посчитали, что в сценарии искажается образ советского учителя и дискредитируется сама школьная система, показанная совсем не в русле официальной идеологии. Поэтому они подготовили письмо министру культуры с требованием запретить съемки. Но процесс уже начался, и запрета чудом удалось избежать. Режиссер рассказывал: «Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки проходили очень быстро – мы сняли фильм всего за три с половиной месяца».


Но даже после того, как фильм был снят, его не сразу выпустили в прокат. Из Госкино пришло в письмо, в котором было сказано, что запуск фильма «Доживем до понедельника» был самой большой ошибкой киностудии им. Горького. По требованию цензоров пришлось переозвучить эпизод, в котором школьникам предлагают написать сочинение на тему «Счастье – это…» и учитель говорит: «Все напишут, что счастье в труде». В этом усмотрели иронию по отношению к непреложным советским ценностям и фразу пришлось заменить: «Все напишут, как полагается». Претензии возникли и к тому эпизоду, когда героиня Печерниковой после конфликта с учениками говорит: «А я никого не держу!», и класс встает и выходит. Это вызвало возмущение: мол, это неуважение к учителю, и в советской школе такое просто недопустимо. Пришлось оставить только тот момент, когда один мальчик поднимается и хлопает партой – и в этот момент звенит звонок. Зрителям становится понятно, что класс взбунтовался, хотя этого и не показывают.

Фильм полгода пролежал на полке, и только после показа на Всесоюзном съезде учителей, где его встретили бурными овациями, было решено все же начать прокат. У массовой публики реакция была еще более восторженной. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» «Доживем до понедельника» признали лучшим фильмом 1968 года. В следующем году фильм получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве, а в 1970 г. стал лауреатом Госпремии СССР. Спустя годы режиссер говорил: «Я думаю, что, если бы не было советской системы и не было такого духа сопротивления, то и картина бы не получилась».

Фильм стал очень популярен и благодаря великолепной музыке, которая в нем звучит. «Журавлиная песня»: школьный вальс всех времен и поколений.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140718/39714/