Парламент Македонии проголосовал за конституционные изменения, которые подразумевают переименования страны в Республику Северная Македония и открывают перед ней двери в НАТО и Европейский Союз. Я до последнего момента сомневался, что македонским парламентариям хватит политического мужества - тем более после низкой активности граждан на референдуме - принять такое решение. Я ошибся и я рад этому.
Договорённости между Македонией и Грецией принято критиковать как унизительные для Македонии. Я так не считаю. Компромисс никогда не выглядит идеально. На протяжении 27 лет Греция отказывала Македонии в самом праве называться Македонией - в любом виде, отказывалась признавать македонский народ и язык, блокировала принятие Македонии в международные организации, а там, где не блокировала, Македония была с унизительной приставкой «бывшая югославская республика». Обменять все это безумие на географическую приставку «северная» - это не даже не компромисс, это успокоительная таблетка для той части греческого общества, которая до сих пор не может согласиться с мыслью, что на территории исторической Македонии могут жить не только греки - и Македония от этого Македонией быть не перестает. И я рад, что греческий премьер Алексис Ципрас согласился с этим рецептом, пошёл наперекор общественным настроениям. Когда Ципрас и его левацкая партия пришли к власти, я критиковал их чуть ли не ежедневно - а в результате греческий премьер оказался более ответственным политиком, чем его «классические» предшественники.
Я рад за Македонию еще и потому, что этой стране ценой неимоверных усилий удаётся выбраться из ловушки, которую для неё смастерили в Москве. Да еще и Греции помочь оттуда выбраться. Да еще и создать возможности для легализации собственной церкви, которая вот уже 50 лет не может добиться автокефалии. На наших глазах сейчас созидается история, открывается возможность реальной и полноценной интеграции стран западных Балкан в цивилизованный мир.