В Новой Каледонии в воскресенье, 4 ноября, пройдет референдум о независимости от Франции. Согласно социологическим опросам, подавляющее большинство жителей собираются проголосовать против независимости. Однако, по мнению профессора Университета Новой Каледонии Матьяса Шоша, провал сепаратистов несет в себе более серьезные риски для дальнейшего будущего как самой Новой Каледонии, так и для ее дальнейших отношений с Францией. Об этом Матьяс Шоша рассказал в интервью специальному корреспонденту RFI в Нумеа Жюльену Шавану.
Новая Каледония — архипелаг из десятков островов в южной части Тихого океана, в 15 тысячах километрах от Парижа, вошедший в состав Французской империи в 1853 году. С 1998 года является особым административно-территориальным образованием Франции.
В конце 1970-х годов в Новой Каледонии сформировалось движение за независимость, которое вступило в острый конфликт с французским правительством, сопровождавшийся политическими убийствами. Кульминацией противостояния стали события 1988 года, когда сепаратисты Канакского национального фронта освобождения атаковали жандармерию острова Увеа. Двое жандармов были убиты, еще 27 взяты в плен. В результате освобождения погиб 21 человек из числа жандармов и захватчиков.
Спустя 10 лет, 5 мая 1998 года, были подписаны так называемые Нумейские соглашения, по которым Новая Каледония получила значительную автономию от Франции. Согласно этому же соглашению, до 2018 года в Новой Каледонии должен пройти референдум о статусе территории.
По решению премьер-министра Франции Эдуара Филиппа, жителям архипелага предстоит ответить на следующий вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Новая Каледония получила бы полный суверенитет и стала бы независимым государством?».
По мнению некоторых экспертов, французское правительство специально заострило вопрос, чтобы напугать сомневающихся и нерешительных граждан. «Вопрос был намеренно сформулирован правительством таким образом, чтобы расколоть общество, — уверен профессор Матьяс Шоша. — Премьер-министр выбрал намного более заостренную формулировку вопроса, чем там которая была прописана в Нумейском соглашении 1998 года. Это было сделано по просьбе противников независимости. Этот заостренный вопрос направлен на то, чтобы радикализировать дебаты и с большей легкостью получить по итогам голосования „нет“».
По мнению местных жителей, французскому правительству следовало бы поддержать сторонников независимости, но смягчить положение о независимости предложением какой-то более умеренной альтернативы. «Сторонники независимости на самом деле хотели бы, чтобы правительство скорее сделало бы предложение о создании „ассоциированного государства“, на которое бы они смогли влиять, — считает Матьяс Шоша. — То, что сделала Новая Зеландия, чтобы деколонизировать свои собственные территории. И чтобы при такой постановке вопроса правительство поддержало бы ответ „да“».
Государство претендует на то, что оно сохраняет нейтралитет. Хотя на самом деле это государство-колонизатор, которое должно взять на себя ответственность по деколонизации и проводить кампанию в поддержку этого пути, объясняет Матьяс Шоша, приводя в пример Новую Зеландию. «Государство пытается играть роль арбитра между двумя лагерями, скажем так, — говорит эксперт. — Но государство является колонизатором, и она взяло на себя обязательство перед ООН провести деколонизацию. Англосаксонские страны в этом регионе уже прошли такой путь. Единственные страны, которые до сих пор не получили независимость в Тихоокеанском регионе — это французские территории».
Принять участие в референдуме смогут 174 тысячи из 268 тысяч жителей архипелага. Право голоса имеют прежде всего представители коренных народов Новой Каледонии, а также все, кто имел 10-летний ценз оседлости на момент подписания Нумейских соглашений 1998 года. Согласно последним социологическим опросам, более 60% от имеющих право участвовать в референдуме собираются проголосовать за сохранения единого с Францией государства.
Однако поражение сепаратистов на референдуме не приведет к безоговорочной победе сторонников единства. Разгромный результат только обострит раскол среди населения и усилит позиции радикально настроенных сепаратистов «Риск [этого референдума] состоит в возможной потере доверия к силам, представляющим сторонников независимости, которая может случиться из-за слишком низкого процента голосов в поддержку независимости, — уверен профессор Матьяс Шоша. — И риск заключается в том, что силы, представляющие противников независимости, могут лишиться авторитетных и умеренных оппонентов».
Специалист по административному и международному праву Матьяс Шоша считает, что поддержка сторонников независимости является для французских властей непросто историческим долгом, но стратегическим интересом. «Новая Каледония — это достаточно большая страна по меркам Тихоокеанского региона для того, чтобы быть независимой, — объясняет эксперт. — Это страна с экономикой, которая не рискует рухнуть. Провозглашение независимости добавило бы еще одну страну в союз Франкофонии. Я верю, что будущее за этим, как и во всем Тихоокеанском регионе. Это применимо как к Новой Каледонии, так и к Полинезии».
По Нумейским соглашениям 1998 года, в случае поражения сторонников независимости на первом референдуме, у них будет возможность инициировать еще два аналогичных референдума до 2022 года.